На фоне вспышки коронавируса мир быстро осознал, как сильно он зависит от Китая, пишет The New York Times.

Совершив мощный скачок, Китай всего за 40 лет смог стать неотъемлемой частью современной мировой промышленной системы. На долю этой страны приходится примерно 1/6 всего производства в мире, что делает Китай ведущим мировым производителем.

Значимость Китая выходит далеко за рамки страны. Китайцы покупают больше автомобилей и смартфонов, чем кто-либо другой. По данным Всемирной туристской организации, когда китайцы выезжают за границу, они тратят $258 млрд в год, то есть почти вдвое больше, чем те же американцы.

Издание проводит аналогию со вспышкой атипичной пневмонии, которая произошла в Китае 17 лет назад. Тогда она существенно замедлила рост Китая, а следовательно, и остального мира. С тех пор Китай смог еще больше нарастить свою мощь и теперь мировая зависимость от страны стала еще сильнее.

«Совершенно очевидно, что [вспышка коронавируса] точно будет иметь последствия, по крайней мере, в ближайшей перспективе», — заявил в среду председатель Федеральной резервной системы США Джером Пауэлл.

Эти последствия мир уже начал ощущать на себе. Многие китайские фабрики продлили каникулы по случаю китайского Нового года. Так как вспышка коронавируса, похоже, не собирается угасать, то недельный общенациональный перерыв в Китае рискует сильно затянуться.

General Motors и Nissan планируют закрыть свои заводы до 3 февраля. Toyota и Ford сообщили, что их заводы будут закрыты, как минимум, еще одну неделю, что, возможно, повлечет сбои поставок.


Starbucks заявила, что закрыла более половины своих 4292 магазинов в Китае, на втором по величине рынке после США, и заявила, что ей будет нанесен существенный финансовый ущерб.

Тим Кук, исполнительный директор Apple, заявил во вторник, что производитель iPhone ищет альтернативных поставщиков, чтобы «компенсировать любые ожидаемые потери производства».

Foxconn, тайваньская компания с обширной сетью фабрик в Китае, которая производит гаджеты от имени Apple, заявила, что ее фабрики будут продолжать следовать новому графику праздников, который в некоторых случаях означал остановку до 10 февраля.

От этих компаний зависят не только экономики США или Китая — отсюда продукция поступает во все части света. Остановка одного производства в Китае может повлечь за собой появление дефицита в любой стране или во всех сразу.

Ухань, который стал очагом вспышки вируса, является крупным промышленным центром. К примеру, на него приходится почти 30% всех инвестиций Франции, здесь работают фабрики крупных автопроизводителей, базируются офисы поставщиков и посредников.

Cummins, индийская компания, которая производит двигатели и генераторы, не знает, сможет ли она открыть свои семь объектов в Ухани после продления отпуска 3 февраля. На фабриках этой компании производятся топливно-энергетические системы для железнодорожной и морской промышленности, которые покупают страны всего мира.

Даже Ford, у которого нет никаких дел в Ухане, сообщил, что некоторые из его основных заводов будут простаивать до 10 февраля. Заводы в четырех китайских городах производят почти 0,5 млн автомобилей в год.

«Если ситуация не улучшится, то это может повредить японскому экспорту, производству и корпоративным доходам», — заявил на этой неделе Ясутоши Нисимура, министр Японии по экономической и фискальной политике.

В Таиланде опасаются, что экономика страны просядет, потому что китайские туристы тратят здесь почти $18 млрд ежегодно. Это около 25% от всего объема экспорта туристических услуг страны.


Из-за коронавируса приостановлены поставки смартфонов, пишет «Ъ». По данным издания, китайские производители смартфонов Huawei (включая дочерний бренд Honor), Xiaomi, Vivo, Realme, ZTE и Lenovo начали переносить сроки поставок оборудования. Задержка может вызвать «определенный дефицит» и рост цен на смартфоны на 10−15%.

Узбекистан и Китай

Ранее Spot писал, что из-за коронавируса Узбекистан может потерять часть китайских туристов. В минувшем году республику посетили 61,9 тыс. китайцев — по этому показателю Китай уступает среди стран дальнего зарубежья лишь Турции.

Власти Китая запретили местным туроператорам и турагентам продавать туры за рубеж, а Госкомтуризма рекомендовал отечественным компаниям приостановить продажу туров в Поднебесную.

Хотя туризм в Узбекистане и развит значительно хуже, чем в Таиланде (весь объем экспорта туристических услуг едва превышает $1 млрд), потеря китайских туристов может негативно сказаться на доходах отелей, ресторанов, кафе, гидов, авиакомпаний, транспортных компаний на внутренних маршрутах, ремесленничества и многого другого.

Вынужденные каникулы в Китае могут сказаться на объеме импорта-экспорта Узбекистана, потому что вот уже несколько лет Китай является основным торговым партнером страны.

По итогам 2019 года Китай укрепил свои позиции — объем торговли с этой страной составил $7,6 млрд. Из них экспорт $2,9 млрд, импорт — $5,1 млрд. Доля Китая в общем объеме внешней торговли Узбекистана выросла до 18,1%. Торговля с этой странной уже на $1 млрд превышает объем торговли с идущей на втором месте Россией.

Что Китай покупает у Узбекистана

Энергоносители и нефтепродукты ($917 млн), текстиль ($437,6 млн), услуги ($694 млн) и другое. На продовольственные товары приходится в разы меньше — $76,9 млн. Что касается плодов и овощей, то основные рынки приходятся на Кыргызстан, Казахстан и Россию, но не Китай — здесь он занимает лишь седьмое место ($46,2 млн).

Что Узбекистан покупает у Китая

В основном, машины и оборудование — в прошлом году Узбекистан купил их у Китая на $3,2 млрд. Это больше половины всего импорта из этой страны. На втором месте химическая продукция и изделия из нее — $768,2 млн.

Помимо этого, в 2019 году Китай занял первое место по количеству новых компаний в Узбекистане — в минувшем году появилась 531 компания с китайским капиталом. Всего в стране 1652 таких компаний.

Неизвестно, как быстро бизнес вернется в колею, пишет The New York Times. Во время вспышки атипичной пневмонии в 2003 году некоторые фабрики повысили зарплату, чтобы вернуть рабочих.


Сейчас все иначе — «на руках» слишком мало информации о том, как может развиться ситуация, чтобы предпринимать какие-то шаги или даже составлять планы.

Ясно одно — вспышка коронавируса «проверит» уровень зависимости Узбекистана и остального мира от промышленности и потребительской культуры Китая.