LinkedIn назвал самые востребованные навыки в 2020 году. В список вошли 10 hard skills (профессиональные навыки, которым можно научить и которые можно измерить) и 5 soft skills (универсальные навыки, которые труднее измерить).

Spot решил узнать, как с этим обстоят дела в Узбекистане. Руководители и представители успешных компаний рассказали о важности эмоционального интеллекта и о том, почему навыки общения нужны не меньше профессиональных:

Евгения Баженова

Основательница Greeny.

Совершенствовать hard skills можно при помощи вуза и учебных центров, а soft skills приобретаются на личном опыте, путем проб и ошибок.

Почему сейчас идет упор на развитие этих навыков? Думаю, потому что с таким работником руководитель может не заниматься микроменеджментом и сконцентрироваться на своих задачах.

Если сотрудник в состоянии принимать решения самостоятельно, то это избавляет от множества рутинных вопросов и расширяет его возможности.

В soft skills для меня важны:

  • клиентоориентированность;
  • обучаемость;
  • тайм-менеджмент;
  • ответственность;
  • принятие решений;
  • чистоплотность;
  • понимание конечной цели своей работы.

К примеру, без эмоционального интеллекта сложно работать даже в нашей маленькой компании — нужно понимать друг друга для плодотворной работы. Это не решающий, но ценный навык.

При подборе персонала стараюсь использовать эти навыки по мере возможности. Некоторым сотрудникам специально оставляю возможность принятия решений и напрямую общаться с клиентами.

Что касается hard skills, то у нас больше упор на физический труд, поэтому компьютерная грамотность и умение работать с оборудованием не так важны.

В этом году многим работодателям будут нужны хорошие исполнители. Я бы взяла менеджера, которому можно полностью доверить управление и разработку общей концепции и вектора движения компании.

Олег Шеламонов

Основатель Sensorem и shiPOWnik community.

Почему-то многие работодатели думают, что успех зависит от уровня профессионализма, но это не так.

Технические навыки не важны — можно всему научиться, если есть желание, а вот универсальные навыки, особенно эмоциональный интеллект, применимы к разным сферам деятельности и пригодятся в большинстве жизненных ситуаций.

Кроме того, нужно вовремя отдыхать — постоянно работая ты можешь не заметить падения качества работы, поэтому в себе я развиваю самодисциплину, самоконтроль и умение настраиваться на работу.

Сложно оценить навыки, не зная человека в работе. В прошлом году я работал над сторонним проектом и мне показалось, что я правильно оценил сотрудника, но потом понял, что ошибся.

Думаю, что прежде чем давать оценку, лучше пробовать взаимодействовать с человеком удаленно.

Хилола Сулейманова

Партнер-основатель DaVinci Management Consulting и HR-директор TBC Bank в Узбекистане.

В Узбекистане самые дефицитные навыки — это самоуправление, самообучаемость, критическое мышление и решение проблем.

Кроме того, никто не отменял навыки коммуникации, презентации, переговоров, тайм-менеджмента, а эмоциональный интеллект чаще всего основа для высокого социального интеллекта.

Все работодатели хотят людей, которые умеют обучаться, не ставят себе границ в развитии и могут решать сложные задачи. Продуктивность специалистов в большей степени зависит не от умения выполнять инструкции, а от скорости их обучения.

При подборе персонала у меня есть три составляющие, которые должны совпасть с моими или требованиями клиентов: ценности, мотивация, почему человек хочет с нами работать и ходить на работу, далее идут soft-skills, опыт и знания.

Процесс работы будет сложным, если вы наймете человека, у которого нет навыков общения. Сейчас люди хотят работать в команде с профессионалом — это не просто специалист, но и тот, кто отлично умеет работать в команде.

Что касается hard skills, то научно-технический прогресс движется быстро и с каждой минутой наши знания устаревают, поэтому овладеть всеми техническими навыками невозможно. Я работаю в HR, но завтра это будет неактуально, потому что изобретут искусственный интеллект, который будет работать в этой сфере.

Говоря о развитии собственных навыков, то на данный момент читаю книги «Сильнейшие» Патти МакКорд и «Культурный код» Дэниела Койла, изучаю Harvard business review, Quotery. А также повышаю владение английским, Excel и улучшаю навыки публичного выступления.

Сейчас в стране не хватает средне-технических навыков. Откройте любой сайт с вакансиями — нужны электрики, слесаря, пекари, кондитеры, и все из-за того, что плохо развиваем hard и soft skills.

Не ориентируетесь на модные профессии, работайте над тем, что вы будете делать с удовольствием — только так можно стать настоящим высококлассным специалистом.

Павел Вольф

Основатель и руководитель сети отелей и хостелов Art.

Hard skills помогают соискателям найти работу, а soft skills — стать в ней успешными.

Для меня лучшими soft skills всегда были честность и благородство. Навыки (коммуникабельность, пунктуальность, умение разрешать кризисные ситуации и так далее), которые пишут в резюме, не так важны, как правильные принципы, которые они универсальны в любой сфере.

Можно привести много примеров того, как одни и те же навыки могут помочь в различных профессиях. Например, эмоциональный интеллект — довольно новое понятие, но этот критерий был всегда важен.

Для меня вводные данные включают резюме, внешний вид человека и манеру общения, поэтому при разговоре по телефону отсеивается почти 50% соискателей.

Требования к hard skills остаются неизменными вне зависимости от компании, а soft skills, наоборот, ситуативны.

Думаю, что работодатели всегда уделяли внимание этим навыкам, потому что в современном мире для конкуренции уже недостаточно иметь диплом — появились новые требования.

Сегодня работодателю нужно обратить внимание на то, нравится ли сотруднику его должность и спектр обязанностей. Если стимулом является только заработок или безвыходная ситуация, то это не принесет качественного развития.

По сути, любая профессия хороша, как и бизнес, главное — с искренней любовью и оно обязательно выстрелит.