Министерство инновационного развития вынесло на обсуждение проект Закона «О стартапах». Об этом сообщила пресс-служба министерства.
В документе указано, что основными принципами организации стартапов являются:
- свобода выбора направления, источников и условий реализации стартапов;
- обеспечение равного доступа к государственным программам поддержки для стартапов;
- соблюдение экологических, научных и этических норм.
Основными направлениями государственной поддержки создания и развития стартап-экосистемы являются:
- создание благоприятных социально-экономических условий для развития стартап-экосистемы;
- определение приоритетов и реализация мер по поддержке стартап-экосистемы;
- разработка и реализация государственных программ развития стартапов и стимулирования предприятий;
- государственная поддержка и поощрение участников стартап-экосистемы;
- содействие развитию сектора венчурного капитала и поощрение венчурных организаций инвестировать в стартапы;
- осуществление международного сотрудничества по развитию стартап-экосистемы.
Министерство инновационного развития предлагается в качестве уполномоченного государственного органа по созданию стартап-экосистемы, регистрации, мониторингу и развитию стартапов, а также сертификации бизнес-инкубаторов и первичных акселераторов.
В частности, министерство разрабатывает процедуры предоставления программ поддержки, принимает решения о предоставлении или отклонении, создает и координирует единую онлайн-платформу для регистрации и учета стартапов, бизнес-инкубаторов и ускорителей стартапов. Оно также решает, следует ли регистрировать или отклонять участников стартап-экосистемы.
Программа поддержки представляет собой комплекс мер, среди которых льготы и преференции.
Стартапы участвуют в программе поддержки на добровольной основе. Для этого они должны соответствовать ряду требований:
- заниматься производством и коммерциализацией услуг и/или продуктов, в основном или только с технологическим компонентом;
- иметь потенциально высокую добавленную стоимость, рентабельность при коммерциализации разрабатываемого продукта / услуги;
- расходы на исследования и разработки должна составлять не менее 15 процентов от общей стоимости, согласно годовому финансовому отчету.
Если в компании работают сотрудники, которые в то же время входят в состав совета директоров или являются директором другой компании, представителем государственного или местного органа управления, стартап не вправе участвовать в программе поддержки.
Срок действия программы поддержки может быть продлен от 1 до 3 лет с даты принятия решения о предоставлении программы помощи компетентным государственным органом.
Также планируется запустить программу Startup Visa в рамках дополнительных мер по финансированию стартапов. Это будет тип рабочей (бизнес) визы для иностранных предпринимателей, впервые начинающих свой бизнес в Узбекистане, сроком на два года, а также для иностранных стартапов и нанятых менторов в рамках соответствующего соглашения между стартапами.
По запросу иностранных экспертов визы также могут быть выданы членам их семей (супругам / партнерам и детям до 18 лет).
Законопроект вводит понятия сертифицированных бизнес-инкубаторов и акселераторов.
- Бизнес-инкубатор — инструмент, направленный на создание благоприятных условий для формирования и успешного развития малых предприятий путем предоставления им комплексных ресурсов и услуг.
- Стартап акселератор — программа быстрого развития посредством менторства, обучения и экспертной поддержки.
Сертифицированные бизнес-инкубаторы и стартап акселераторы освобождены от всех видов налогов и таможенных платежей (кроме таможенных пошлин) на импорт оборудования, не произведенного в Узбекистане, необходимого для испытаний и экспериментов.
В документе указаны источники финансирования стартапов, куда входят бюджетные средства, средства Фонда инновационного развития и поддержки новаторских идей, индивидуальные и корпоративные венчурные инвесторы, международные гранты, целевые кредиты коммерческих банков и иные источники.
Обсуждение законопроекта продлится до 12 мая.