Ораз Абдуразаков

Партнер компании Unique Present Media Holding, эксперт рынка телекоммуникаций.

Пандемия COVID-19 переключила глобальную экономику в режим рецессии, масштабы которой нам всем еще только предстоит прочувствовать и оценить.

В последние недели много приходится слышать об «удачных» и «неудачных» бизнесах в рамках самоизоляции, но я остерег бы аналитиков и от ярлыков, и от комплиментов для тех или иных видов деловой активности.

Да, карантин — это серьезно, но он как пришел, так и уйдет, а вот вернувшийся на улицы и в офисы мир действительно не останется прежним, так что вопрос лишь в готовности различных отраслей к новой поствирусной реальности.

И телеком-сфера, будучи системообразующей индустрией, может как минимум на первых порах укрепить свои позиции.

Не сказал бы, что сотовые компании повели себя безупречно в первые дни кризиса: во всяком случае, начали GSM-операторы с сомнительного заявления, что на них не распространяется пункт постановления Кабинета Министров №176 о сохранении доступа к телефонной связи и интернету при образовании абонентской задолженности.

Повод? Якобы в правительственном документе подразумевалась исключительно фиксированная связь — некоторые операторы дошли до того, что дописали у себя на сайтах слово «фиксированная», хотя в оригинальном тексте постановления его, разумеется, не было.

Мне-то, допустим, понятна мотивация «сотовиков»: в конце концов, сама логика работы биллинговых систем создает определенные препятствия реализации подобных распоряжений, однако в глазах большинства абонентов популярности им это не прибавило.

С другой стороны, никто ведь не мешал конкурентам последовать примеру Ucell, выпустившего бесплатную услугу #СидимДома — этакий антикризисный пакет, символизирующий солидарность компании с обществом.

Впрочем, окно возможностей для продвижения новых сервисов побудило-таки основных игроков так или иначе встроиться в контекст.

Обнуление стоимости трафика за пользование информационными и образовательными ресурсами, бесплатная подписка на онлайн-ТВ во время карантина, а также ряд других не особо обременительных с финансовой точки зрения шагов неплохо работают на стратегическую перспективу.

Проникновение фиксированного ШПД (так уж сложилось) в Узбекистане ограничено, а потому формат «Оставайтесь дома» — реальный драйвер прироста базы пользователей мобильного интернета.

Не удивлюсь, если влияние коронавируса на цифровизацию экономики в конечном счете превзойдет эффект от внедрения стандарта LTE.

Но открывающиеся перед телекоммуникационным сектором перспективы являются одновременно и вызовом, поскольку рост потребления data-трафика в какой-то момент опередит темпы развития сетевой инфраструктуры.

Определенные проблемы с нагрузкой на сети наблюдаются уже сейчас, и это как раз тот вопрос, который необходимо решать безотлагательно.

Обнадеживает четкая позиция отраслевого регулятора, который еще за месяц до карантина устами первого замминистра Олимжона Умарова анонсировал не только расширение доступа к внешним каналам с 1200 до 3000 Гбит/с на уровне МЦПК, но и строительство 12 000 км ВОЛС до конца года.

К заявленному запуску в коммерческую эксплуатацию сети 5G в 2020 году лично я отношусь скептически, зато уже перешедшая в фазу практического применения локализация серверного оборудования Google, YouTube, Mail.ru, OK, а в ближайшей перспективе — Facebook, Instagram и Telegram — это то, что реально ускоряет прогресс.

Особенно радует то, что CDN в Узбекистане — не монополия, а реально конкурентная среда, которая также внесла ощутимый вклад в то, что Узбекистан по итогам марта поднялся сразу на семь позиций в рейтинге Speedtest Global Index.

Это — о хорошем, но правда в том, что форсированная цифровизация закономерно увеличивает капитальные затраты операторов.

И если раньше двузначный рост потребления зачастую означал «зеленый свет» от акционеров на сопоставимый рост вложений, то в ближайшие месяцы (а то и годы) на это рассчитывать не приходится.

Гарантированное падение покупательной способности населения больно ударит по прибылям «большой четверки», поскольку потребители у нас, как и во всем мире, тратят на телеком-услуги в среднем около 2% своего дохода.

И коль скоро классическое бюджетное соотношение CAPEX/revenue никто не отменял, то с расширением инвестиционных программ могут возникнуть понятные трудности.

Да, и, кстати, лучше держать в уме ненулевую вероятность пересмотра акцизных и налоговых ставок для данного сектора — разумеется, в сторону увеличения. Исходя из этого, лучшей стратегией для сохранения доли рынка будет сокращение операционных расходов с фокусом на эффективность роллаута.

Не стоит сбрасывать со счетов также риск дальнейшего ослабления сума. Это опасно, к сожалению, не только для компаний, имеющих валютную долговую нагрузку: нелегко придется всем, ведь в телекоме используется в основном импортное оборудование, платить за которое надо в СКВ.

А поскольку долларовые тарифные планы остались в безмятежном прошлом, то рост цен представляется практически неизбежным, однако в условиях эрозии доходов граждан каждое такое повышение, увы, будет достаточно болезненно как для абонентов, так и для репутации бизнеса.