Пандемия COVID-19 уже начала менять бизнес в мире и Узбекистане — рестораны предупреждают о новых меню, в сфере доставки ожидают сохранение высокого спроса и после карантина, продавцы цветов готовятся перейти в онлайн. Так как карантин ускорил цифровизацию Узбекистана, то Spot решил узнать, как дела у интернет-магазинов.

Фируз Аллаев

Основатель Asaxiy.uz.

В карантин появилась новая культура пользования интернет-магазином — если раньше только 2% населения совершали покупки онлайн, то сейчас это число, по нашим оценкам, выросло в 2−3 раза.

Согласно нашей статистике, количество заказов увеличилось на 70%. Клиенты стали покупать больше крупной домашней бытовой техники. Еще вырос спрос на триммеры, Wi-Fi роутеры и книги.

Правда, выяснилось, что, к примеру, ни наша система, ни команда не были готовы к такому потоку.

Например, на первом этапе мы столкнулись с трудностями в поставках продукции. Произошло это из-за запрета на свободное использование транспорта в городе и невозможности получения стикера на авто. Только наши грузовики категории N1 имели разрешение на передвижение.

В ближайшее время мы хотим больше вложиться в автоматизацию, а также расширить каталоги для сохранения и увеличения числа клиентов. Автоматизация и клиентоориентированность — тренды, которым нужно следовать каждому интернет-магазину.

Всё это может привести к развитию интернет-магазинов в Узбекистане, вхождению на рынок новых игроков. Люди, привыкшие к удобству онлайн-площадок, будут продолжать пользоваться ими и дальше.

E-commerce — это слаборазвитый сектор в нашей стране. К примеру, сегодня количество интернет-магазинов в России составляет более 2 тыс., а у нас их примерно 20. Поэтому тем людям, которые обладают достаточным опытом и могут собрать вокруг себя профессиональную команду, я советую не затягивать с запуском.


Эльер Эргашев

Коммерческий директор BRANDSTORE.UZ.

В марте месяца мы планировали доработать нашу платформу и запустить ее к апрелю, но из-за карантина пришлось протестировать бизнес-процессы, улучшить и оптимизировать их в очень короткий срок.

Будучи еще новым проектом, мы столкнулись с внезапным большим потоком заказов.

В начале карантина был высокий спрос на игровые кресла и роутеры. Сейчас люди в основном заказывают роутеры, Wi-Fi адаптеры, гарнитуры, веб-камеры, блоки питания, источники бесперебойного питания (ИБП), клавиатуры и мышки.

Я считаю, что в дальнейшем спрос будет увеличиваться, несмотря на открытие рынков и остальных бизнесов.

Для того, чтобы быть готовым ко всем ситуациям и построить устойчивый бизнес, каждый сектор начнет компьютеризировать свои услуги, что естественно будет способствовать дальнейшему развитию нашего дела.

Сейчас мы можем наблюдать позитивные изменения и смены парадигмы по отношению к онлайн-магазинам. Если раньше люди смотрели на электронные торговые площадки с подозрением, то сейчас спокойно заказывают желаемый товар, будь это еда, косметика, компьютерная техника, вплоть до мебели и фурнитуры для дома.

Должен признать, что именно благодаря карантину мы смогли развить наш бизнес, и думаю, что мы в этом не единственные. Карантин показал, чего ожидать. Теперь наша цель — удержать этот поток клиентов.

Сегодня мы продаем товар, и оплата за нее совершается сразу при получении доставки. Но, учитывая положение людей и их покупательскую способность, мы хотим запустить услугу продажи в рассрочку.

Кроме того, мы ускорили процесс доставки путем создания приложения для наших курьеров, где они получают все адреса распределённые по районам.