Как ранее писал Spot, казахстанский ритейлер Magnum открыл вакансию в Узбекистане — компания ищет специалиста, который займется исследованием рынка.

9 сентября ритейлер открыл еще одну вакансию в Ташкенте — специалиста по подбору персонала. Среди требований — знание трудового законодательства Узбекистана и владение узбекским языком.

Из описания следует, что он займется подбором кандидатов различных специальностей, первичным отбором резюме кандидатов, проведением собеседований, примет участие в прямом поиске кандидатов (head-hunting) на руководящие и ключевые позиции.

10 сентября появилась вакансия категорийного менеджера, который займется закупками, поиском поставщиков, управлением ассортиментом и другим.

Что за Magnum

Magnum Cash&Carry — крупнейшая торгово-розничная сеть Казахстана. Основана в 2007 году. За 13 лет компания открыла в девяти городах страны 75 филиалов разных форматов:

  • Magnum Cash&Carry, Magnum Hyper — собственные гипермаркеты.
  • Magnum Atak — супермаркеты на территориях других торговых центров.
  • Magnum Express — компактные супермаркеты.
  • Magnum Super — обновленный формат магазинов ATAK.

Общая площадь филиалов превышает 27 гектаров (около 36 футбольных полей). На 2020 год в компании постоянно работают 10,5 тыс. человек, насчитывается более 1100 поставщиков, в магазинах представлено более 35 тыс. наименований товаров. Ежегодно в Magnum, по данным самой компании, совершают покупки 3 млн человек.

Конечными бенефициарами ТОО «Magnum Cash&Carry» являются Александр Гарбер (№32 рейтинга богатейших бизнесменов Forbes Kazakhstan), а также Данияр Арынгазиев, Элина Пугач, Роман Тихомиров, Андрей Юст.

Место на рынке и политика

По итогам 2019 года компания заняла 10-е место в рейтинге 50 крупнейших частных компаний Казахстана с выручкой в 187 млрд тенге (около $430 млн) и чистой прибылью в 2,2 млрд тенге (около $5,1 млн). В казахстанских СМИ рост компании неоднократно оценивали как «стремительный».

В самом Magnum Cash&Carry открыто заявляли, что намерены поглощать конкурентов. В 2017 году в ходе Retail Business Kazakhstan'17 модератор обратился к основателю сети Александру Гарберу с вопросом: «Ваш бизнес нацелен на поглощение сетей?».

«Да», — уверенно ответил он.

Александр Гарбер
Фото: Андрей Лунин, Forbes.kz

Через два года компания купила сеть магазинов «Реалист» и права на все локации этой сети. Тогда отмечалось, что последние несколько лет Magnum растет на 20−30% в год.

По словам руководства компании, это достигается за счёт вложения всей прибыли в развитие сети и «инвестиций в покупателя» — то есть предложения лучших цен и широкого ассортимента акционных товаров.

В 2017 году закрылся Carrefour Kazakhstan. Генеральный директор сети Сынг Дэ Рю тогда сообщал Sputnik Казахстан, что гипермаркет Carrefour не выдержал конкуренции с казахстанскими ретейлерами. Forbes.kz цитировал неназванного эксперта, который отмечал, что Carrefour не мог предложить цену ниже, чем Magnum, который получает хорошие скидки от поставщиков за счет объемов поставок.

На том же Forbes.kz выходила колонка политолога Эдуарда Полетаева, которая называлась «Carrefour vs Magnum». В ней автор отмечал, что несмотря на амбициозные планы, лидером рынка стать трудно, потому что «Magnum рулит».

Ситуация на 2020 год

«Мы развиваем собственную торговую марку, запустили программу лояльности, планируем развивать собственные операции в сегменте e-commerce, доставку готовых блюд, пилотируем оптомаркет и дискаун­теры. В течение года планируем завершить строительство распределительного центра и обеспечить централизацию поставок на торговые комплексы. Что касается слияний и поглощений, мы ведем переговоры с региональными сетями, рассматриваем возможности приобретения республиканских игроков», — говорил в июле руководитель Magnum Cash&Carry Азамат Османов.

В июле он говорил, что если говорить о долгосрочных вызовах, о новой реальности, в которой уже живут ретейлеры, то налицо изменения в структуре потребления. В лидеры продаж вышли товары первой необходимости, которые сами по себе являются низкомаржинальными и, кроме этого, требуют экстраоперационных затрат на то, чтобы обеспечить их постоянное присутствие на полках. В то же время товары с более высокой маржей по понятным причинам стали меньше продаваться.

В августе Magnum запустил собственную линейку товаров. Под брендом «Всё в дом» выходит бытовая химия, бумажная продукция, консервы, крупы, приправы и т. д.

Есть ли место на рынке и перспективы

В Majid Al Futtaim, которые заводят бренд Carrefour в Узбекистан, прогнозировали, что только ташкентский продовольственный рынок достигнет $5 млрд к 2023 году.

Что касается появления новых брендов, то еще в 2019 году основатель korzinka.uz Зафар Хашимов отмечал, что это служит развитию всего рынка и каждого его участника и, в особенности, это хорошо для потребителей.

Для рынка это означает появление новых форматов и каналов продаж и продвижения товаров, для потребителей увеличение выбора и разнообразия. Все это расширит саму базу современной торговли и базу её клиентов. От происходящего выиграют все участники рынка.

Как он объяснял, для рынка, где более 30 млн населения, сектор современной сетевой розничной торговли все ещё мало освоен. Рынку есть куда расти и до его насыщения и сколь угодно жёсткого конкурентного столкновения ещё очень и очень далеко.

У местных сетей современной торговли сейчас есть один общий главный конкурент — базары и неорганизованная торговля.