Искандар Фозилов,

основатель Tripline и Study Point.

О старте

Jazira Travel. Идея открыть турагентство пришла ко мне неожиданно, когда я учился в Малайзии. Рискованные намерения в бизнесе чаще всего оказываются более успешными запланированных. Причина кроется в том, что такие концепции пропитаны «сильным желанием и стремлением».

Tripline появился из «личной боли» — у нас нет и не было платформы для турагентов, где бы можно было бы продавать турпакеты. Так мы и решили запустить маркетплейс. Суть была в том, чтобы упростить покупку туристических пакетов — не нужно посещать разные сайты, сравнивать цены. Сейчас проект на стадии заморозки.

Study Point — ребрендинг Jazira Travel. Мы разделили секторы туризма и образования на две фирмы, поэтому Jazira Travel осталась для путешествий, а Study Point — для обучения за границей.

Наш первый проект обошелся в среднем в $56 тыс. Я получил финансирование от моей семьи и запустил проект с двумя друзьями. Tripline обошелся нам уже гораздо больше — примерно в $40 тыс. Это было из прибыли от нашего первого бизнеса.

О бизнесе в карантин

Во время карантина мы подготовили антикризисную стратегию и сразу перешли на онлайн-систему. В убытке мы были всего два месяца, а после все стало на свои места. Мы не увольняли сотрудников, только выплачивали сокращенную зарплату.

На грани закрытия же Tripline оказался потому, что наши туроператоры боятся конкуренции и не хотят лишаться легкой прибыли — из-за этого маркетплейс было сложно заполнить предложениями.

Помимо этого, люди, к сожалению, еще недостаточно готовы к онлайн-платформам — хотя на нашем сайте и была вся полная информация, нам постоянно звонили телефону по различным вопросам. Например, я использую Booking.com восемь лет, но ни разу не связывался с call-центром.

Заморозка не означает, что мы закрыли проект — хотим когда-нибудь вывести эту компанию на мировой уровень. Мы создадим конкуренцию в сфере туризма в Узбекистане, даже если турагенства этого не хотят.

Ошибки, кадры и конкуренция

Кадровые вопросы — проблема любой компании, и нас это не обошло стороной. Надежные работники проходят проверку временем. При выборе кадров мы уделяем больше внимания soft skills — можно научить процессу работы, но нельзя научить человечности.

Образование за рубежом. Студентов сейчас больше интересует обучение в Турции, Польше, Италии, Латвии и Великобритании. Эти страны привлекают качеством и стоимостью.

Моя самая большая ошибка заключалась в том, что у меня не было наставника, и я думаю, что это и мое самое большое достижение. Каждый опыт был достигнут путем проб и ошибок. Все это, конечно, стоило мне определенной суммы, с выплатой компенсаций.

Первая прочитанная мной книга по бизнесу произвела на меня глубокое впечатление. Автор книги «Uber. Инсайдерская история мирового господства» Адам Лашински делится в ней своими инновационными идеями по управлению проектами.

Инвестирование. Пандемия показала всему миру, что чем больше проектов электронной коммерции, тем они удобнее. Наш интерес к интернет-магазинам также растет — планируем запускать проекты именно в этом направлении. Уверен, что сегодня не стоит вкладываться в офлайн-торговлю — здесь нет долгосрочных перспектив.

Там, где нет конкуренции, нет хорошей продукции. Все участники проходят собственный путь и имеют свой хлеб.