Музаффар Сайфидинов,

врач-стоматолог клиники Dental City.

После окончания в 2016 году Бухарского медицинского института я уехал в Москву.

Проработав там несколько месяцев ассистентом в стоматологической клинике, вернулся в Узбекистан и попытался адаптироваться к условиям частных клиник Андижана, потом Бухары.

Спустя некоторое время понял, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят — если в наших стоматологиях пациента сразу же начинают лечить, то в Москве его сначала осматривают, делают фотопротокол профессиональной камерой, делают 3D-снимок, и основываясь на этих данных, готовят план лечения.

Для масштабирования одной частной стоматологии в Бухаре нужно было наладить процессы таким образом, чтобы она работала без физического присутствия врача-основателя. Я выдвинул на обсуждение свои варианты, но персонал клиники не хотел менять старые, уже давно сформировавшиеся устои. Так я перебрался в Ташкент.

В начале этого года мой знакомый Эльбек Бахромов, проект-менеджер Khan Academy Uzbek, показал, как с помощью Google-таблиц выстроены все процессы в академии — система автоматически рассчитывает гонорар для каждого переводчика, налоги и так далее.

Я загорелся желанием внедрить эту идею в стоматологической клинике и предложил ее своим коллегам, и они поддержали меня.

Нашел в Google целую базу знаний по работе с его продуктами (Google Sheets, Forms, Calendar, Contacts и так далее — их можно связывать с помощью программирования на Apps Script) и ролики на Youtube.

Так по кусочкам собирал то, что было необходимо. Да, я мог бы привлечь айтишников со стороны, но меня самого больше интересовала эта сфера.

Как это работает

Администратор, при первом внесении данных пациента в базу, заполняет одну форму в Google Forms. При завершении программная часть автоматически создает анкету пациента по шаблону, вносит его в клиентскую базу.

Таким образом, в Google Calendar создается запись к врачу на определенное время и отправляется пациенту на его календарь. Еще в системе есть таблица, по которой идет калькуляция стоимости процедур, её можно редактировать при необходимости.

Источник — Dental City

Источник — Dental City

Почти все производители такого софта предоставляют подписку на приложение, в среднем сумма начинается от $30. К примеру, российская CRM-система tegCRM предлагает пакет услуг для небольшого заведения на семь пользователей за $70 в месяц (стоимость пакета услуг зависит от количества опций).

Есть также вариант установки системы под ключ без привязки к ежемесячной оплате — у программы IDENT этот сервис стоит порядка $4 тыс., есть бесплатная демоверсия.

Я планирую сделать это проще: клиника единоразово платит за установку приложения и получает бесплатное сопровождение. Можно будет создать два пакета — обычный и VIP. Для пользователей VIP-пакета техподдержка будет оказываться быстрее.

Для создания проекта потребовалось больше четырех месяцев. Основную работу — программный код я начал писать в марте в локдаун, но до этого я был знаком с основами ООП (объектно-ориентированное программирование).

Что касается других ресурсов, для небольших проектов все инструменты Google бесплатные, в том числе и облачное хранение. Вам предоставляется бесплатное облако в 15 ГБ, а это вполне достаточный трафик для заполнения десятка тысяч анкет.

Что не так с аналогичными программами — они громоздкие и не очень практичные. Скорее всего, такие системы разрабатывались программистами, а не самими специалистами сферы, поэтому получались не совсем удобными.

В целом аналогов много. Я даже знаю одну IT-компанию, которая разработала подобные решения для стоматологий, но из-за отсутствия спроса реализует их в Дубае.

Трудности. IT — головная боль, одна лишняя запятая может стать причиной неправильной работы всего продукта. Одной из сложностей в разработке были вопросы, возникающие при работе с датой/временем.

Как продвигать продукт. Сейчас при помощи «Яндекс.Карт» я начал анализировать рынок, составил список из порядка 80 клиник. Нужно добавить еще 80 стоматологий и из них отсортировать потенциальных клиентов. Кроме того, параллельно веду переговоры по сотрудничеству с многопрофильной клиникой.

Еще можно продвигать в соцсетях, но маловероятно, что там будет конверсия. Моя главная задача на сегодня — выйти на индивидуальный контакт с медицинскими клиниками с целью разъяснить суть этой системы.

Как обеспечить безопасность данных. С этим у продуктов Google все строго — даже со своего аккаунта я должен в двух местах дать разрешение на исполнение программного кода.

Можно настроить двухфакторную аутентификацию, и это будет довольно защищенная система. Другое дело — насколько пользователь внимателен при операциях с данными. Для этого нужно работать с персоналом и объяснять, зачем нужна двухфакторная аутентификация и вообще защита данных.

Источник — Dental City

Проблемы рынка

В Ташкенте много мелких стоматологий. Обычно если стоматолог понимает, что клиника его не обеспечивает пациентами, он набирает свою аудиторию и открывает собственную точку. Есть несколько крупных игроков, они в основном обслуживают VIP-сегмент.

В нашей сфере мало кто занимается учетом и регистрацией. Основатель и руководитель семейства компаний Anglesey Food Зафар Хашимов говорил, что многие у нас работают как ремесленники, вне зависимости от профессии. Они не знают показатели их маржинальности и другие метрики бизнеса, поэтому такие программные продукты не представляют им особого интереса.

Например, IDENT уже используют в Казахстане и других странах СНГ, но здесь я знаю лишь единственного стоматолога, который создавал анкеты в Google-документах.

По данным компании Venkon, которая вводит ERP и CRM системы в Узбекистане на базе 1С, они не внедряли подобное не только в стоматологических клиниках, но и в целом в медицине.

Кроме того, есть определенный тип людей, которые любят все делать по старинке. Они ленятся изучать новое, при этом прекрасно понимают, что старый метод регистрации — головная боль, поэтому цифровизация в медицине затягивается.

У меня есть мечта открыть по Узбекистану сеть стоматологий с хорошим сервисом и единой базой пациентов. Таким образом пациент сможет начать или продолжить свое лечение в любом филиале клиники.

Что касается приложения, я планирую модифицировать ту часть, которая функционирует не так быстро, как мне бы хотелось. Тогда я, возможно, найму специалистов и сделаю сборку системы уже без привязки к Google.