2020-й выдался непростым. Это был год массового эксперимента с удаленкой, тотальной перестройки бизнес-процессов и взаимопомощи. Это был тяжелый год как для тех компаний, которые были вынуждены приостановить работу из-за введенных ограничений, так и тех, кто продолжал свою деятельность во время локдаунов.

Ведение бизнеса в Узбекистане по-прежнему остается сложным и рискованным занятием, что делает каждого предпринимателя и создателя рабочих мест героем. Мы собрали здесь главных в трех номинациях.

Как и кто выбирал

Редакция Spot. Мы уже больше трех лет пишем исключительно про бизнес в Узбекистане и набрали достаточную экспертизу, чтобы давать объективную оценку. При подсчете брались в расчет лишь достижения 2020 года. В качестве критериев учитывалась публичная активность компаний — сделки, привлеченные инвестиции, новые проекты и продукты, выход на другие рынки, а также присутствие в разных регионах Узбекистана. Выбирали из 5 000 с лишним наиболее активных компаний и продуктов.

Открытие года — Apelsin

Приложение запустилось в декабре 2019 года, но взлетело уже в этом. С начала года в нем зарегистрировались около 285 тыс. человек, совершено более 1,6 млн оплат, 3,6 млн переводов с карты на карту.

Другие финтех-приложения тоже активно росли (и даже быстрее), но Apelsin почти весь год умудрялся одним из первых внедрять новые сервисы и услуги. Так, к примеру, в апреле появились переводы с любых карт HUMO на любые карты Uzcard, а в августе — Visa Direct (отправка денег с карт VISA в страны СНГ и Европы).

Во время карантина в приложении появилась возможность заказать доставку карт, а летом запустилась функция «Мой дом», которая позволяет собрать и сгруппировать плату за коммунальные платежи, городской телефон, домашний интернет и другое. Apelsin также стал первым приложением, который запустил сервис бесконтактной оплаты HUMOPay.

Все это сейчас может показаться обыденностью, потому что потом появилось и в других сервисах, но тогда было прорывом.

Что еще команда Apelsin сделала в 2020 году:

  • валютная кросс-конвертация.
  • виртуальные карты HUMO и Visa.
  • запуск Visa Direct 2.0.
  • запуск USSD *799#.
  • эмиссия электронных денег для WooPay.
  • поддержка карт MasterCard.
  • и другое.

В 2020 году событий в финтехе было достаточно — OSON первым внедрил электронные деньги, «Узпромстройбанк» запустил Joyda, а «Алокабанк» — Zoomrad, показав, тем самым, каким должно быть мобильное приложение банка. CLICK выпустил фирменные карты, усовершенствовал кошелек, запустил кэшбэк на заправках и поддержал предпринимателей в сложный период.

Финтех в этом году расцвел и Apelsin, который был главным ньюсмейкером, стал его самым ярким лучом, за что и получил звание «Открытие года 2020».

Главный редактор и сооснователь Spot.uz Тимурмалик Эльмурадов и руководитель Apelsin Сергей Гимадиев:



Компания года — Makro

Makro в этом году сделала большой рывок — открыла больше магазинов, чем за предыдущие несколько лет, и довела общее количество до 88. 11 декабря, в честь своего 10-летнего юбилея, в один день было открыто сразу 10 магазинов.

Компанию также выделяет на общем фоне активность в регионах — вышли в Бухару и довели количество городов присутствия до 24.

Еще одним аргументом стало то, как Makro отреагировала на пандемию — заметив, что из-за карантина людям стало комфортнее делать покупки в шаговой доступности, компания спустя четыре года снова начала открывать магазины у дома (Makro Express). Сюда же относится и запуск сервиса доставки.

В мае компания запустила кассы самообслуживания, в августе перешла на онлайн-кассы, а в октябре открыла первую в Ташкенте станцию для электромобилей — так столица Узбекистана впервые появилась на мировых картах PlugShare.

Во время карантина, когда многие остались без работы, ритейлер трудоустроил более 500 человек. Makro также одной из первых начала развивать круглосуточные магазины — первый был открыт еще в декабре 2010 года, а на конец 2020 года их уже почти 30.

В 2020 году ритейл был одной из немногих сфер, которая могла не жаловаться на спрос, но в Makro не ограничились этим и продолжали активно развивать даже не свойственные торговой сети направления.

Там, где можно было увидеть сложности, Makro видела возможности, за что и получила звание «Компания года 2020».

Главный редактор и сооснователь Spot.uz Тимурмалик Эльмурадов и руководитель Makro Роман Сайфулин:



Предприниматель года — тот, кто выжил

Посовещавшись, редакция Spot решила, что каждый предприниматель, который смог пережить два карантина, порой странные действия властей и падение покупательской способности населения, заслуживает звания «Предпринимателя года».

Резкое падение доходов, риск вынужденного сокращения сотрудников, в большинстве случаев отсутствие «подушки безопасности» — с этим столкнулись абсолютно все отрасли. Особенно тяжело было и продолжает оставаться малому и среднему бизнесу. Общепиту.

Пандемия показала, что многие компании готовы пойти на взаимовыручку, отодвинув назад конкуренцию и отбросив все нездоровые амбиции.

Мы гордимся теми, кто оказавшись в сложной ситуации, смог не только выжить, но и старался помочь другим. Мы желаем успехов тем, кто был вынужден закрыть свой бизнес. Пандемия — не конец. Она дала толчок развитию онлайн-услуг, сервисов доставки, финтеха. Многие поняли, что удалёнка — не менее эффективный способ ведения дел, а для проведения продуктивных переговоров не обязательно организовывать физическую встречу. Впереди 2021 год. Всё только начинается.

Редакция Spot.

С героями 2019 года можно ознакомиться здесь.