Количество самозанятых в Узбекистане превысило 800 000 человек, следует из данных Государственного налогового комитета. При этом в стране нет ни одного сервиса для работы бизнеса с ними.
Что это за сервисы
Самозанятые, как категория деятельности физических лиц, есть во многих странах. По мере роста количества таких людей, предприниматели начали запускать сервисы, которые помогают самозанятым найти заказы, а компаниям — исполнителей.
В России, где очень похожие условия в плане самозанятых, есть несколько подобных сервисов —«Самозанятые.рф», «Наймикс», «Консоль Про». Популярные мировые аналоги — Upwork и Fiverr.
В других странах их главное отличие от сайтов для фрилансерами в том, что они могут списывать налог, а заказчикам разрешается проверять статус самозанятого. Так сделано, к примеру, на российском Qugo.
Правда, для этого нужна нормативно-правовая база, например, российские сервисы оказывают услуги в качестве уполномоченных операторов. В Узбекистане доходы самозанятых не облагаются налогом на доходы физических лиц, а для исчисления стажа раз в год уплачивается социальный налог в 1 размер БРВ (на момент публикации 245 тыс. сумов).
Как это работает
Услугами таких сервисов пользуются компании — как крупные сети, так и небольшие предприятия. При помощи самозанятых они делегируют часть задач через внутреннюю фриланс-биржу и платят только за выполненные задания.
Внедрение автоматизированного онбординга и электронного документооборота позволяет отказаться от ручного труда на всех этапах.
Еще одним преимуществом является то, что в отличие от досок объявлений, к примеру, тут есть гарантии — работа «в белую», можно подключить документооборот и даже автоматическую декларацию доходов за самозанятых.
Кейс
U-car (оказывает автоуслуги для корпоративных автопарков и частных лиц) быстро выросла и столкнулась с операционными сложностями при работе с большим количеством внештатных исполнителей.
Ручные процессы на каждом этапе взаимодействия отнимали много времени высокооплачиваемых специалистов компании и создавали дополнительные операционные риски, которые существенно выросли на масштабе.
Решение — компания отказалась от старых способов работы и полностью перевела все процессы взаимодействия с внештатными исполнителями на платформу.
Результат — сокращение операционных издержек компании, ускорение онбординга, полная корректность документооборота, и главное — полная готовность к дальнейшему масштабированию.
Монетизация тут обычно как на сайтах вакансий — платят только компании, а для самозанятых услуги бесплатны. Чаще всего используется фиксированная комиссия по факту сделки (5−10%). Отдельные сервисы предлагают дополнительные услуги, например, консалтинг, помощь в найме исполнителей на сложные работы и другое.
Сколько это стоит
Представители студий по разработке сайтов, с которыми пообщался Spot, оценили создание такого сайта примерно в $10 тыс. и два месяца работы.
Ранее международный бухгалтер Юлия Пакидышева объясняла, на что компаниям обращать внимание при работе с самозанятыми.