Президент Шавкат Мирзиёев подписал постановление «О мерах по дальнейшему упрощению регулирования деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом». Об этом сообщили по телеканалу O’zbekiston 24.

Выяснилось, что сейчас в Узбекистане услуги такси предоставляют 4 300 компаний с 58 тыс. автомобилями. Больше половины (52%) авто при этом принадлежит физическим лицам.

На одно такси по стране в среднем приходится 591 человек, но в отдельных регионах, например, Сырдарьинской области, доходит до 3 тыс. человек.

При этом, количество нелегальных такси превышает 100 тыс. Принятое постановление, как ожидается, позволит им легализоваться.

В частности, с 15 мая до 31 декабря в качестве эксперимента индивидуальным предпринимателям разрешается оказывать услуги такси (раньше это могли делать только юридические лица) при соблюдении требований:

  • возраст не менее 21 года;
  • срок эксплуатация автомобиля не более 10 лет;
  • прохождение техосмотра минимум 1 раз в полгода;
  • ежемесячное прохождение медосмотра.

Раньше, чтобы начать легально работать такси, требовалось около 3−4 млн. Сейчас надо будет платить:

  • регистрация ИП — 245 000 сумов;
  • пошлина за выдачу лицензионной карточки — 245 000 сумов;
  • получение специального фонаря и стикеров — 200 000 сумов;
  • ежемесячный фиксированный налог — 150 000 сумов;
  • ежемесячный социальный налог — 245 000 сумов.
  • автостраховка — 360 000 сумов в год.

С 1 сентября таксисты-ИП будут работать только через агрегаторы, которых сейчас в стране около 20 («Яндекс.Такси», MyTaxi и другие).

До конца года приостанавливаются требования по покраске такси и специальным номерам серии ТТ, наличию таксометра, кассовых машин и устройств радиосвязи. Все это можно заменить приложением на телефоне или планшете.

Предыдущие попытки

Тема легализации «бомбил» поднималась все последние четыре года (2017, 2018, 2019, 2020), но предложения пустить физических лиц в сферу такси постоянно отклонялись под разными предлогами.

Меж тем, представители рынка отмечали, что если физическим лица разрешат заниматься извозом, то выиграют все — вырастет количество такси, увеличится объем поступлений в бюджет, сократится теневая экономика, люди получат право на пенсию и легальный заработок.