IT Park совместно с TUZ Ventures опубликовали отчет по стартап-рынку Узбекистана. Было получено глубокое понимание четырех областей: рынок, основатели и таланты, поддержка стартапов и капитал.

Пять человек и фокус на внутренний рынок

Стартапы в Узбекистане обычно состоят из команды до 5 человек. Членами команд являются местные учредители, местные или международные разработчики, а также маркетологи.

Многие находятся на ранней стадии: 39% — идея, 27% — MVP, 22% — первые продажи и 8% — активный рост. Самые популярные вертикали образовательные технологии, электронная коммерция, финтех и сельское хозяйство.

Большинство (62%) разрабатывают свой продукт или услугу для рынка Узбекистана, тогда как только 21% учредителей планируют масштабироваться в странах СНГ.

Возраст и гендерный разрыв

Половине основателей — 20−29 лет. Около 36% учредителей родились в Ташкенте, тогда как другие основатели, работающие в столице родом из Самаркандской, Ташкентской, Бухарской областей.

Большинство основателей имеют высшее образование, многие из них имеют степени в областях STEM.

Только 12,7% основателей — женщины. Отсутствие гендерного баланса характерно для стартапов, основанных мужчинами: более 38% стартапов, возглавляемых мужчинами, не имеют сотрудников-женщин.

Такое гендерное неравенство в команде можно объяснить доминирующей патриархальной культурой в Узбекистане, где люди предпочитают нанимать кандидатов-мужчин на управляющие должности.

Деньги

Многие учредители полагаются на свой личный доступ к финансам (т. е. сбережениям и фондам), и, следовательно, большая доля (44%) учредителей не имеет опыта в привлечении инвесторов.

Стартапы привлекают разные суммы инвестиций. Проекты на ранней стадии ищут инвестиции в размере от $11 000 до $50 000; созданные в течение 3−4 лет, на этапах разработки и роста MVP — от $100 000 до $200 000. Чем старше стартап и чем выше его стадия, тем больше денег они запрашиваюn в качестве финансирования.

Отчет показал полную картину стартап-экосистемы Узбекистана, раскрыл как ее сильные, так и слабые стороны. Данный отчет приблизил нас к лучшему пониманию того, как более эффективно развивать экосистему и какие шаги предпринимать.

Полный документ доступен по ссылке.