Как ранее писал Spot, 3 июня 2021 года в Узбекистане стартовала бесплатная онлайн — программа обучения франчайзингу от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

Тренинги ведет Александр Лукьянов, проработавший более 15 лет в области систематизации бизнеса и развития франчайзинга. За это время он сотрудничал с такими брендами как ReMax, Jacobs Douwe Egberts Professional, IDS Borjomi и другими.

Spot совместно с Александром запускает серию материалов, где расскажет о том, как выработать идеи и решения повышения эффективности бизнеса, а также самостоятельно создать свою франшизу.

Первая часть посвящена франчайзингу: что это такое, кому он доступен, в чем его выгода и каковы риски.


Александр Лукьянов,

эксперт в области систематизации бизнеса и развития франчайзинга.

Система франчайзинга давно используется в различных странах мира. По данным Всемирного совета по франчайзингу (WFC), количество предприятий использующих франчайзинг приближается к 1,5 млн.

Этот вид «бизнеса» подвержен наименьшему воздействию так называемых форс — мажорных обстоятельств, таких как всемирная пандемия COVID-19.

Франчайзинг — это система организации и развития бизнеса, при которой одна компания (франчайзер) передает другой или индивидуальному предпринимателю (франчайзи) право вести бизнес, используя имя и систему.

В Узбекистане же эта «аренда» товарного знака только набирает обороты. Основной фактор, который сдерживает развитие — это низкая осведомленность. Причин тому несколько, но основная — отсутствие специализированного образования. Очень мало бизнес-школ и специализированных курсов, в которых хоть как-то затрагивается франчайзинг.

Вторая причина — относительная «молодость» этого способа построения и ведения бизнеса. Если в США и Европе он активно развивается с конца 40-х годов прошлого века, то в экономиках стран СНГ — лишь в начале 2000-х годов.

Третья причина — несовершенство законодательной базы. Это объясняется первыми двумя причинами, ведь чиновники и законотворцы также попадают под влияние этих причин.

Для успешного развития франчайзинга в Узбекистане необходимо, в первую очередь, вести просветительскую работу, давать разъяснения бизнесу и предпринимателям. И я, благодаря поддержке и содействию ЕБРР, уже начал работу в этом направлении. Понимаю, что он будет долгим и трудоемким, но его нужно пройти.

Нам необходимо сформировать понимание у всего населения Узбекистана, что же на самом деле представляет собой франчайзинг. Ведь, по сути, любой житель страны, может начать собственное дело, купив себе франшизу.

«Франчайзинг нельзя рассматривать как альтернативу бизнесу»

Франчайзинг доступен всем без исключения, но предприниматели должны понимать, что в зависимости от типа бизнеса по франшизе может передаваться как вся модель, так и лишь часть процессов. Именно это решение и позволяет строить эффективную сеть в сложных бизнес-моделях.

Следует отметить, что это нельзя рассматривать как альтернативу бизнесу, поскольку он является неотъемлемой его частью. Для франчайзера — это модель масштабирования, а для франчайзи — форма ведения собственного бизнеса, при которой снижаются риски.

Франчайзинг используется компаниями, которые прошли определенный этап «взросления», то есть, уже четко осознают свою модель, выверили свою целевую аудиторию, понимают свой продукт и пути его совершенствования, создали работающую систему внутренних процессов.

Предприниматели Узбекистана, как и в любой стране мира, могут использовать эту систему независимо от сферы и масштабов бизнеса. Ключевым фактором, влияющим на готовность компании к масштабированию, является «начинка» компании. Иными словами — уровень системности.

Я уверен, что здесь таких компаний найдется не один десяток, а значит, они могут создавать свои франшизы и, привлекая франчайзи, развивать культуру системного бизнеса, что в свою очередь, приведет к более стабильной экономике, новым рабочим местам и укреплению позиций на рынке.

Основные виды

Наиболее распространенными видами франчайзинга в Узбекистане является торговый и сервисный. По своему уровню влияния на экономику это микро и малый бизнес. Как правило, именно эти два вида начинают активно развиваться в новой экономической среде. Они несколько проще, легче и понятнее для восприятия.

Компании, планирующие разработку франшизы, могут рассчитывать на больший спрос. Для наглядности, перечислю конкретные типы: продуктовая и непродуктовая розница, ресторан, кафе, фаст-фуд, пекарня, салоны красоты, агентства недвижимости, химчистки, школы, детские сады, фитнес-центры, автомойки и так далее.

Также всегда были востребованы производственные и аграрные, поскольку они уже относятся к категории среднего и крупного бизнеса. Однако их создание требует значительных ресурсов, и покупка будет недешевым капиталовложением. Но они могут обеспечивать обе стороны высокой прибыльностью долгие годы.

Преимущества и риски

Считаю, что франчайзинг реальный инструмент систематизации, совершенствования и развития. При правильно разработанной франшизе, обе стороны в разы получают больше преимуществ от коллаборации, нежели при самостоятельном ведении бизнеса.

Так первая сторона может быстрее завоевать долю рынка без значительных инвестиций, увеличить доходы, а также расшириться на удаленных территориях.

Покупатели же получат возможность выбора новой ниши, экономии ресурсов, поддержку со стороны опытного партнера, доступность инноваций и новых технологий, диверсификации рисков и многое другое.

Здесь нужно понимать, что, несмотря на актуальность, выгоду и преимущества существуют следующие риски:

  • несоответствие продукта интересам рынка;
  • неэффективное развитие территории;
  • отсутствие опыта управления сложными сетями;
  • потеря репутации при некачественной франшизе;
  • утрата конкурентных преимуществ при потере франчайзи;
  • смешение фирменного стиля.

В следующем материале мы расскажем о том, как самостоятельно создать франшизу и развивать франчайзинговую сеть.