Евразийский банк развития (ЕАБР) опубликовал доклад «Узбекистан и ЕАЭС: перспективы и потенциальные эффекты экономической интеграции».

Аналитики обращают внимание, что экономика республики в среднем растет по 6,6% в год — это выше, чем в странах ЕАЭС, но разрыв в уровне доходов между республикой и членами ЕАЭС остается значительным.

Одна из причин отставания в уровне доходов — низкая производительность секторов экономики. Например, в сельском хозяйстве данный показатель в 2 раза ниже, чем в России и Беларуси, в промышленности и строительстве — в 4 раза ниже, чем в Казахстане.

Увеличению производительности экономики препятствует недостаток инвестиций, технологий, а также текущее состояние физической инфраструктуры.

Начатые в 2017 году руководством Узбекистана структурные изменения и экономические реформы заметно преображают экономику страны. Вместе с тем республике еще предстоит работа по инфраструктурному развитию, улучшению доступа к глобальным и региональным рынкам и созданию благоприятного институционального режима.

По мнению авторов доклада, экономическая и институциональная поддержка в рамках интеграции со странами-членами ЕАЭС может послужить стимулом и драйвером комплексного развития Узбекистана.

Что может получить Узбекистан

По расчетам аналитиков ЕАБР, потенциальный объем инфраструктурных инвестиций из ЕАЭС в Узбекистан может составить $1−1,5 млрд ежегодно. Это обеспечит дополнительные 0,3−0,4 п. п. прироста реального ВВП республики в год.

Эксперты банка считают, что Узбекистан привлекателен с точки зрения расширения бизнеса и направления прямых иностранных инвестиций из действующих государств — членов Союза. Корпоративный сектор стран ЕАЭС уже активно интересуется усилением кооперации с предприятиями республики.

Доступ к общему рынку труда ЕАЭС даст дополнительный приток денежных переводов в Узбекистан в размере $1,5−2 млрд в среднем в год. По оценкам авторов, дополнительный вклад от этого в ежегодный прирост реального ВВП составит 0,3−0,4 п. п.

Кроме того, трудовая миграция в государства-члены ЕАЭС позволит смягчить социально-экономическую напряженность в республике, вызванную безработицей и неполной занятостью.

По глубине интеграции общий рынок труда ЕАЭС сопоставим с рынком труда Европейского союза. Он дает упрощенный миграционный учет и легальное трудоустройство, полный пакет социальных гарантий на всей территории Союза, включая здравоохранение, образование и взаимное признание дипломов, а также пенсионное обеспечение.

Еще одно важное преимущество от углубления интеграции для Узбекистана — возможность увеличить экспорт в действующие страны-члены ЕАЭС дополнительно на $1,2 млрд.

Для сравнения: в 2020 году экспорт республики в ЕАЭС составил $3 млрд. Наращивание поставок узбекистанскими экспортерами возможно не только в ключевом торговом партнере — России, но и в других.

Аналитики ЕАБР делают вывод, что нехватка инвестиций в транспортно-логистическую инфраструктуру Узбекистана имеет прямое влияние на продолжительность перевозок, качество транспортного сообщения и эксплуатационные издержки транспорта и транспортной сети.


В результате экономика республики не до конца использует свой потенциал, имеет место неоптимальная региональная торговля. По оценкам, приведенным в докладе, объем необходимого финансирования транспортной инфраструктуры Узбекистана до 2030 года может составить около 2,1% ВВП в год.

«Без участия Узбекистана как крупного и стратегически расположенного игрока на пространстве Центральной Азии решение вопросов развития региона затруднено. Это в полной мере относится к транспорту, логистике и водно-энергетическому комплексу. От глубины и интенсивности участия Узбекистана в региональных и евразийских интеграционных процессах будет зависеть их сбалансированность и успех. Более активная экономическая интеграция Узбекистана с ЕАЭС может стать значимым драйвером экономического сотрудничества в регионе», — отметил главный экономист ЕАБР и ЕФСР Евгений Винокуров.

Узбекистан — одно из ключевых государств на центральноазиатском перекрестке международных транспортных маршрутов по направлениям Запад — Восток и Север — Юг.

Интеграция позволит активизировать дальнейшую достройку и эксплуатацию трансъевразийских транспортных коридоров, в том числе за счет участия республики в реализации инициативы «Один пояс, один путь».

Подробнее с содержанием доклада «Узбекистан и ЕАЭС: перспективы и потенциальные эффекты экономической интеграции» можно ознакомиться здесь.

Евразийский банк развития (ЕАБР) — международная финансовая организация, содействующая интеграции и развитию стран-участниц: Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана. Уставный капитал ЕАБР составляет $7 млрд. Основную долю в портфеле ЕАБР занимают проекты с высоким интеграционным эффектом в сферах транспортной инфраструктуры, энергетики, химической и горнодобывающей промышленности, машиностроении.