01

ID-карта это…

Документ, удостоверяющий личность, гражданство его владельца и используется на территории Узбекистана.

02

Что произошло?

Узбекистан отказывается от паспортов. Вместо них с 1 января 2021 года начали выдавать ID-карты.

Процесс делится на два этапа:

  • с 1 января 2021 года по 31 декабря 2022 года в добровольном порядке;
  • с 1 января 2023 года по 31 декабря 2030 года в обязательном порядке.

Таким образом, биометрические паспорта будут заменены на ID-карты с электронным носителем информации (чипом).

03

Кому выдается ID-карта?

Новорожденному ребенку, гражданину Узбекистана, иностранцам и лицу без гражданства, постоянно проживающему на территории страны. Карта для новорожденных до достижения ребенком 16 летнего возвраста будет выдаваться по усмотрению родителей или опекунов.

04

Где оформить?

Есть два способа:

  • первый — обратиться в любые отделения миграции и оформления гражданства независимо от места жительства;
  • второй — подать заявку, записаться в электронную очередь и оплатить пошлину через портал ЕПИГУ.

05

Как я могу подать заявку онлайн?

Чтобы воспользоваться услугой необходимо войти в личный кабинет на my.gov.uz и выбрать услугу «Подача заявления на замену паспорта на ID карту». Инструкция здесь. Так, необходимо выбрать функцию «Получить услугу» и заполнить необходимые поля заявления. Поля с номером мобильного телефона и СТИР заявителя заполнятся автоматически. После рассмотрения электронного заявления нужно подойти в районный отдел миграции и оформления гражданства МВД, сфотографироваться и забрать свои документы.

06

Какие документы нужны?

Потребуются те же документы, что при получении биометрического паспорта:

  • заявление;
  • ранее выданный паспорт или ID-карта;
  • свидетельство о рождении при первичном оформлении;
  • квитанция об уплате государственной пошлины (при оплате через системы электронных платежей квитанция не требуется).

07

Стоимость карты и порядок оформления

Оформят ID-карту в течение одного рабочего дня (обычный паспорт 10 дней).

За это взимается госпошлина в размере 89% от базовой расчетной величины — 218 тыс. сумов на момент публикации.

Если во время оформления или выдачи карты обнаружат технические дефекты, ее заменят бесплатно.

Престарелым гражданам, людям с инвалидностью, нуждающимся в посторонней помощи, электронный паспорт оформляется в течении 15 дней с выездом на места работника. За это плата не взимается.

При изменении имени, фамилии, отчества, даты рождения либо при обнаружении неточностей в сведениях, можно подать заявку об обмене в паспортный стол. Рассмотрение займет пять рабочих дней. Такой же срок установлен и для выдачи при его утере.

08

Сроки выдачи

  • с рождения до одного года — на два года;
  • с одного года до 16 лет — на пять лет;
  • с 16 лет — на 10 лет.

09

Какие данные содержит ID-карта?

Бланк ID-карты содержит:

  • номер карты;
  • информацию о владельце (Ф.И.О., дата рождения, гражданство, место рождения, пол, персональный идентификационный номер физического лица);
  • об ID-карте (дата выдачи, кем выдана, дата истечения срока действия);
  • цифровое фото.

На карте должна быть подпись её держателя (после достижения им 16 лет).

В чип вносятся:

  • биографические данные;
  • национальность;
  • цифровое фото;
  • а если он достииг 16 лет, то отпечатки пальцев рук и сертификат ключа электронной цифровой подписи.

10

Что еще?

ID-карты будут действительны только на территории Узбекистана. Для выхода за пределы страны нужно оформить биометрический загранпаспорт (бордовый).

Ожидается, что с 1 января 2022 года ID-карты можно будет получить также и через Центры государственных услуг.

11

Как быть иностранцам?

Отличие в порядке получения между гражданами страны и иностранцами, лицами без гражданства заключается в наборе предоставляемых документов и сроках выдачи (с 16 до 60 лет на пять лет).

Для получения карты нужно направиться в паспортный стол по месту постоянной регистрации. А для их замены в любые подразделения по своему усмотрению.

Надо предоставить:

  • заявление;
  • национальный паспорт гражданина иностранного государства;
  • свидетельство о рождении (при первичном оформлении);
  • ранее выданный вид на жительство;
  • документ подтверждающий прекращение гражданства заявителя (в случае выхода или его утраты);
  • квитанцию об оплате госпошлины.

12

Что теперь с биометрическим паспортом?

Нынешний паспорт, вид на жительство лица без гражданства и иностранного гражданина действуют до окончания их срока. Но владельцы этих документов смогут заменить их на ID-карту.

Биометрический паспорт образца 2011 года будет считаться недействительным с 1 января 2031 года.

13

А что в мире?

В основном во всех странах используется два типа документа. Для внутреннего обращения — это идентификационная ID-карта, для выезда за границу паспорт в виде книжного буклета. Приблизительно в 85 странах мира карты используются с электронным чипом.

14

Международный опыт введения ID-карт

В 2000 году Сингапур в мире одним из первых ввел для своих жителей электронные паспорта. На одной карте были объединены удостоверение личности и универсальный ключ для госуслуг.

В Малайзии налажена система подключения на карту банковских приложений, водительских прав, медицинской информации, транспортных приложений.

Опыт Эстонии, где ID-карты выдаются гражданам с 15 лет говорит о том, что их можно использовать при покупке виртуальных проездных билетов на общественном транспорте, авторизироваться при оплате страхования, идентифицировать личность при электронном голосовании на выборах.

15

ID-карта vs паспорт

Преимуществом таких карт является то, что они изготовлены из прочного, износостойкого материала. Отличаются от обычного паспорта удобством в использовании, хранением, устойчивостью к внешним воздействиям, высокой степенью сохранности информации. Чип документа защищен соответствующими сертификатами безопасности и ЭЦП, а это значит что никто кроме владельца карты не сможет воспользоваться им. Лицо получившее карту автоматически регистрируется в единой системе идентификации (One ID). Тем самым открывается доступ к использованию государственных услуг. Например, при оформлении транспортных, паспортно-визовых документов, здравоохранения и др.

16

Что дальше?

Процесс только начался. Из года в год количество услуг и подключенных сервисов на ID-карту будет увеличиваться. Со временем получит развитие и система использования карты. Появится возможность включить в нее помимо биометрических и персональных данных сведения о медицинской страховке, водительское удостоверение, ИНН, банковские карты и многое другое. Это, в свою очередь, позволит не собирать кучу разных документов.