В Государственном налоговом комитете намерены пересмотреть обязательность наличия у бизнеса служебного помещения не менее 18 кв.м.

Об этом председатель ГНК Шерзод Кудбиев сообщил в ходе пресс-конференции в понедельник, 17 января, передает корреспондент Spot.

«Обязательность наличия нежилого помещения по месту регистрации была и раньше. Просто государство это не проверяло. Сейчас, в целях администрирования плательщиков НДС, наши автоматизированные системы начали проверять, есть это помещение или нет», — отметил глава ведомства.

Он также добавил, что наличие помещения не проверяется у компаний, которые не являются плательщиками НДС.

Что это за требование?

При регистрации бизнеса предприниматели указывают свой юридический адрес (нежилое помещение). Согласно постановлению Кабинета Министров номинальным адресом признается, если площадь (помещение), используемое одним юридическим лицом составляет не менее 18 кв. м.

Эта цифра высчитана согласно следующей логической цепи: юридическое лицо имеет в компании сотрудников, которым необходимо помещение для работы. При этом есть требования к размещению, где сказано, что площадь одного рабочего места должна быть не менее 6 кв.м., а количество работников или служащих составлять не менее 4 человек.

«Если вы осуществляете небольшую торговлю, то у вас должно быть помещение с установленной квадратурой, если импортом и экспортом — должен быть склад. Данные 18 кв.м. — это вопрос наличия не только офиса. При этом жилищный кодекс подразумевает, что размещение в жилом помещении многоквартирного дома иных предприятий, учреждений и организаций допускается только после перевода в установленном порядке такого помещения в нежилое», — заявил Шерзод Кудбиев.

Что не так

Налоговый комитет использует автоматизированную систему управления налоговыми рисками, которая при выявлении нарушений со стороны бизнеса присваивает компании низкий, средний или высокий уровень риска.

Организации, у которых не подтвердилось наличие помещения, попадают в высокий (красный) уровень риска, что в свою очередь влияет на их работу с другими плательщиками НДС (контрагентами), которые могут отказаться от дальнейшего сотрудничества с «недобросовестной компанией.

При этом, существует ряд видов деятельности, которые можно вести не имея физического офиса, например, IT-бизнес, онлайн-маркетинг и др.

Как отметили участники встречи, удаленная работа стала особенно актуальна во время пандемии. Сотрудники одной компании могут работать из разных уголков страны и даже мира. Такие организации вынуждены платить за аренду фактически пустующих помещений. При том, что найти на рынке офис площадью 18 кв. м. практически невозможно.

Что делать

По словам Кудбиева, ГНК разработает решение, согласно которому некоторым отраслям в виде исключения разрешат не иметь собственное помещение.

Также рассматривается возможность регистрации бизнеса по адресу профильных ассоциаций, агентств, как это происходит в IT-сфере: компании могут арендовать офис в IT Park. Либо предоставить возможность аренды рабочего пространства в коворкинг-центрах.

Ранее Spot писал об основных изменениях в налоговом законодательстве в 2022 году.