Российский сервис доставки из магазинов и ресторанов Broniboy готовится к началу работы в Узбекистане. Запуск намечен на весну 2022 года.

О сильных сторонах и особенностях ведения бизнеса в Узбекистане рассказал основатель компании Александр Радионов. Spot приводит выдержки из его статьи.

Чем Узбекистан привлекает

Бизнесмен отметил стремительный рост узбекистанской экономики — на 24% за прошедшие 4 года. Стереотипы об отсталости страны теряют актуальность — Шавкат Мирзиёев с начала президентства взял курс на развитие, инвестиционную привлекательность и открытость миру.

Упростилось открытие компаний для граждан и иностранцев. В Центре госуслуг, работающем «через одно окно», процедура занимает 30−60 минут и стоит около $25 (270 000 сумов). Из документов нужны только паспорт и устав компании.

Традиционно Казахстан был более привлекателен для российского бизнеса. Однако в свете экономических потерь, понесённых казахстанской экономикой в начале года, Узбекистан может стать альтернативным регионом для расширения.

Только с 2019 года число предприятий с российскими капиталовложениями в Узбекистане выросло на 10%, а объём инвестиций достиг $10 млрд. Однако не все российские компании рассматривают местный рынок всерьёз.

Ещё один плюс узбекистанского рынка — низкая конкуренция со стороны крупных игроков. В стране пока почти нет международных гигантов, указал Радионов.

Некоторые транснациональные компании уже работают в Узбекистане: «Газпром», «Лукойл», S7, IBM, Carrefour. В остальном на рынке преобладают небольшие локальные игроки, имеющие возможность занять ниши и масштабироваться — например, Korzinka, LeBazar и Express 24.

Возможности и препятствия

С одной стороны, в такой ситуации новые компании могут сравнительно быстро достичь колоссальных результатов, закрепившись в незанятых нишах. С другой — спрос на привычные для россиян форматы потребления в Узбекистане придётся «выращивать» с нуля.

Например, если для России уже стало обыденным использование агрегаторов доставки и покупок в один клик через приложения, то в Узбекистане люди все еще предпочитают лично звонить в рестораны и магазины.

По данным сервиса Bringo, 75% рынка доставки занимают внутренние службы ресторанов и только 10−15% — агрегаторы. При этом рынок заказа еды растёт, а количество заведений с доставкой за последние 2 года выросло с 400−500 до более чем 700.

Одна из главных проблем, общая для развивающихся рынков — инвестиции. Так как не все местные инвесторы открыты к новому, основатель Broniboy советует «искать людей с схожими ценностями».

Имеет смысл вступить в партнёрство с местными игроками, уже действующими на рынке (например, «Мегафон» и Ucell, или Rozetka и Texnomart).

Также встаёт кадровый вопрос — местных специалистов, знакомых с международным подходом к бизнесу и технологиям, немного, а привлечь в Узбекистан экспатов проблематично. Радионов предложил обучать сотрудников самостоятельно в процессе работы.

Местные особенности

Наконец, предприниматель выделил особенности делового этикета. Так, в Узбекистане практически не используют электронную почту — рабочие вопросы решают через Telegram. Самые важные решения обсуждаются исключительно при личном разговоре.

Кроме того, в ценообразование заложены торги, причём в их ходе цену можно сбить в разы. В качестве примера Радионов привёл переговоры о фуд-съёмке, цену которой удалось снизить с $350 до $100. Даже банки могут пойти на заметные уступки.

«Если в России привыкли к дисконту 20−30%, то в Узбекистане вполне можно рассчитывать на двух- и трехэтажный торг», — заметил бизнесмен.

Рестораны в Узбекистане — важный элемент образа жизни. Однако местные клиенты привыкли к качественной домашней еде и ожидают от ресторанов соответствующего уровня. Кроме того, здесь часто делятся рекомендациями с друзьями.

При неудовлетворительном качестве сервиса маркетинг бессилен, предупреждает Радионов. Сарафанное радио может как предоставить бесплатную рекламу, так и нанести урон, если клиенты недовольны.

Ранее Spot публиковал наблюдения украинских бизнесменов об особенностях работы в Узбекистане.