По итогам 9 месяцев 2021 года государственный внешний долг составил $22,9 млрд, что на 11% больше по сравнению с началом года.

По данным Центрального банка, главной причиной его увеличения стали новые внешние заимствования для финансирования программ развития регионов и отраслей экономики. Также сказались изменения курса и выплаты по долгам.

Ожидается, что к концу этого года государственный внешний долг составит $30,4 млрд.

Госдолг стимулирует рост экономики страны и способствует привлечению иностранных инвестиций. О стратегии Министерства финансов в отношении государственного долга рассказал заместитель министра Одилбек Исаков.


Беседу специально для Spot провела Наталья Лим, партнер PwC, лидер консалтинговой практики в Евразийском регионе.


Одилбек Рустамович, как вы видите долгосрочную стратегию Минфина по работе с внешним долгом?

Внешний долг важен для развития любой страны, так как он является одним из источников обеспечения позитивного роста экономики, в том числе за счет вложений в инфраструктурные проекты.

Одной из основных задач правительства является рост ВВП, предоставление и улучшение инфраструктуры, а роль Министерства финансов — это формирование бюджета и обеспечения надлежащего финансирования, в том числе и за счет внешних источников.

Мы также нацелены на развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит использовать долговые инструменты в рамках внутреннего государственного заимствования, а также предоставит дополнительные инструменты финансовым институтам и другим участникам рынка.

Более того, планируем предоставить иностранным инвесторам доступ на внутренний рынок долгового капитала. Это даст хорошую возможность вывести отношения на новый уровень и сформировать постоянную базу инвесторов. Конечно, мы также будем работать и над внедрением новых инструментов, например, облигации с привязкой к инфляции.

Стоит отметить, что Минфин внимательно следит за сроками погашения внешнего долга государства, что позволяет планировать объемы и способы привлечения ликвидности своевременно, включая возможности по выпуску новых облигаций или использованию обратного выкупа облигаций или обмена.

Немаловажным моментом для нас является управление валютными рисками. Для этого Минфин проводит кропотливую работу по планированию заимствований, управлению активами и пассивами (для обеспечения соответствия валютного долга с валютными резервами), использованию производных инструментов (валютные свопы) и постепенному увеличению объема выпуска еврооблигаций в сумах.

Что является для министерства основным параметром для принятия решения о максимальной сумме суверенного внешнего долга Узбекистана?

Мы стремимся к тому, чтобы совокупный долг страны не превышал 60% от ВВП в долгосрочной перспективе. К такому показателю мы пришли из анализа следующих ключевых моментов:

  • рост ВВП Узбекистана;

  • размер резервов (импортное покрытие);

  • денежные переводы;

  • мировой экономический рост;

  • рейтинг Всемирного банка CPIA (оценка государственной политики и институциональной системы);

  • стресс-тестирование с различными сценариями курсов валют, роста ВВП, процентных ставок для расчета запаса прочности.

Какое комфортное распределение внешнего долга по срокам вы видите для Минфина? Если это имеет значение, так как суверенный долг, в принципе, может на постоянной основе рефинансироваться (Evergreen debt).

Структура государственного внешнего долга по срокам погашения и стоимости является благоприятной. По состоянию на 1 января 2021 года средний срок погашения государственного внешнего долга составляет 9,3 года (большая часть из них является льготной). В перспективе мы планируем продолжить увеличение среднего срока погашения.

Как вы видите валютную структуру суверенного внешнего долга?

Сейчас доля долга в иностранной валюте от объема заимствований государства составляет 94%. А доля инвалюты во внешнем государственном долге — 99%, где 70,5% приходится на доллары США и 4,7% на евро, соответственно.

В перспективе мы планируем увеличить выпуск еврооблигаций в сумах, чтобы их доля выросла с текущих 27% до 40%. В контексте среднесрочной стратегии управления долгом хотим пересмотреть валютную структуру долгового портфеля для снижения валютного риска.

Как по вашему мнению будет развиваться активность квази-суверенных и корпоративных игроков Узбекистана на международном рынке долгового капитала? В виду того, что Минфин открыл им дорогу, создав безрисковую кривую как на еврооблигациях в твёрдой валюте, так и на рынке евробондов в локальной валюте. Какой объем выпусков вы ожидаете в течение трех лет?

Государственные предприятия и банки проходят комплексный процесс трансформации и приватизации, что приводит к совершенствованию корпоративного управления, стандартов работы и отчетности этих корпораций, а также позволяет им финансировать свои инвестиционные проекты путем выхода на международные рынки капитала.

После трех успешных выпусков еврооблигаций в иностранной валюте государственными банками («Узпромстройбанк», НБУ и «Ипотека» банк) в течение 2019−2020 годов, UzAuto Motors стало первым государственным предприятием, вышедшим на международный рынок в 2021 году, а 9 ноября 2021 года «Узнефтегаз» разместило 7-летние еврооблигации в долларах США с доходностью 4,75%.

Ожидается выход и других госпредприятий на международный рынок капитала после проведения надлежащей подготовки (улучшение корпоративного, операционного управления и отчетности, для предоставления комфорта и прозрачности инвесторам в отношении деятельности корпораций), определения инвестиционных проектов с понятной для инвесторов рентабельностью для привлечения долгового финансирования.

Это, в свою очередь, значительно повлияет на рост объемов заимствований на международных рынках по сравнению с 2021 годом, что также позитивно скажется на привлекательности Узбекистана для инвесторов.

Планируется ли в ближайшем будущем достаточно большой и ликвидный выпуск бондов для включения его в индекс GBI-EM (Global Bond Index)?

Минимальный номинальный объём выпуска суверенных облигаций (в национальной валюте) Узбекистана должен быть в эквиваленте $750 млн для включения их в индекс Global Bond Index-EM (комплексные индикаторы долговых обязательств развивающихся рынков, которые отслеживают облигации в местной валюте, выпущенные правительствами развивающихся стран — прим. Spot), для последующих выпусков в эквиваленте от $500 млн.

Включение в индекс дает облигациям больше ликвидности на международном рынке долгового капитала, увеличивает интерес со стороны иностранных портфельных инвесторов, и конечно же расширяет круг инвесторов. Мы планируем увеличить выпуск еврооблигаций в сумах, чтобы их доля в общем портфеле внешнего долга достигла 40%.

Однако, стоит отметить, что для выпуска суверенных облигаций в национальной валюте в таких существенных объёмах необходимо проделать комплексную работу для укрепления доверия инвесторов к экономике страны.

Основные факторы, которые влияют на спрос инвесторов на суверенные облигации, деноминированные в национальной валюте:

  • рост ВВП;

  • уровень инфляции и ее динамика;

  • монетарная и фискальная политика;

  • ситуация с обменным курсом (а именно, волатильность);

  • наличие инструментов хеджирования.

Поэтому, это большая совместная работа всех ведомств. Как Минфин, мы будем постепенно увеличивать объем финансирования в национальной валюте, так как мы четко понимаем, что это необходимо для развития экономики и тех планов, которые поставила перед собой наша страна.

Если такие планы есть, то это будет сделано через выпуск облигаций на локальном рынке или через рынок евробондов?

Мы планируем расширить возможности приобретения государственных ценных бумаг нерезидентами и резидентами Узбекистана через:

  • создание возможностей для нерезидентов (первоначально международных инвесторов) приобретать государственные ценные бумаги путем улучшения операций, связанных с движением капитала, на основе рекомендаций Международного Валютного Фонда;

  • предоставление возможности физическим лицам, резидентам Узбекистана, приобретать государственные ценные бумаги;

  • введение института маркетмейкера;

  • разработку и утверждение плана мероприятий по развитию вторичного рынка долговых инструментов.

Когда планируется подключение локального рынка к системе Euroclear/Clearstream для того, чтобы международные инвесторы имели доступ к локальному рынку государственных ценных бумаг?

Для привлечения крупных иностранных портфельных инвесторов до конца 2022 года хотим наладить сотрудничество с основными клиринговыми системами Euroclear и Clearstream. Это уже заложено в дорожную карту реализации программы развития рынка капитала на 2021−2022 годы.

Правда, что в Узбекистане любой (физическое лицо или компания) может конвертировать любую сумму без ограничений в твердую валюту и обратно в локальную (то есть в стране свободная конвертация)? А также, инвесторам очень интересно узнать планы по валютному контролю (а именно минимальные валютные ограничения). Насколько вы думаете, такая либеральная политика продолжится?

Валютное регулирование подразумевает свободную конвертацию средств, и мы не видим на данный момент причин для ограничения или ввода специальных барьеров для лимитирования валютного рынка, в том числе и репатриации доходов (как пример, выплата дивидендов, оплата капитала и так далее). Мы четко понимаем, что инвесторы вправе получать свои доходы на вложенные инвестиции, и иметь возможность переводить свои средства на зарубежные счета.

В заключении хочу отметить, что реформа, начатая в Узбекистане и нацеленная на рост экономики и благосостояние населения, однозначно требует больших инвестиций, поэтому Минфин продолжит свою работу в направлении поддержки государства по реализации этих важных планов, и конечно же будет продолжать свою стратегию по привлечению внешнего финансирования на рынках долгового капитала, включая евробонды, сумовые евробонды, а также, на основе государственно-частного партнерства.