Обиджон Саттаров — основатель семейного предприятия «Сырный домик». По образованию он ландшафтный дизайнер, но по специальности никогда не работал.

Начал с мелкого бизнеса — продажи парфюмерии, а в 2001 ушел в фирму по сборке и продаже компьютеров.

Сыроделие — хобби, которое благодаря откликам знакомых переросло в бизнес.

Так, Обиджон ушел с работы и в 2017 году завел чат и бот в Telegram, начал варить и продавать крафтовые сыры — моцареллу, буррату, рикотту, фету и другие.

Сегодня ежедневно в цеху перерабатывается больше тонны молока. Помимо этого ассортимент расширился до 35 наименований и видов. Появились козьи сыры и сыры из овечьего молока.

В основном продажи сырного домика сконцентрированы на оптовой торговле. Теперь их продукцию можно встретить на прилавках «Сырной лавки», на оптовом рынке «Катартал» и EcoBazar.

В планах компании — запустить сеть фирменных магазинов и открыть собственную ферму.

«Как хорошо не работали бы партнерские магазины, для дальнейшего развития необходимо иметь свои точки. Они помогут лично следить за качеством продуктов и напрямую общаться с клиентами», — отмечает сыровар.

Также компания планирует расширять сам цех и выйти за пределы столицы.

«Хотелось бы, чтобы семья продолжила мое дело, и у нас появлялись свои династии сыроделов. Мы продолжаем учиться и совершенствоваться», — делится предприниматель.

Обиджон Саттаров рассказал, как важны коммуникации с потребителями, какие уроки было невозможно избежать и почему любая договоренность должна иметь юридическую силу.


1. Покупали молоко у мелких поставщиков

Когда я только начинал, покупал молоко у знакомых и мелких поставщиков.

По сути избежать этого было сложно — все упиралось в бюджет, да и объемы тогда были не такие большие, чтобы работать с крупными поставщиками.

Конечно, это было удобно, пока мы не начали расти. Со временем заказы увеличились до 40 в день.

А молоко от разных поставщиков отличалось — имело различную жирность, консистенцию. Некоторые недобросовестные поставщики и вовсе разбавляли его водой. Это не могло не повлиять на качество.

К примеру, головки одного и того же сыра, сделанные из молока разных поставщиков, имело неодинаковый вкус.

Смешивание молока меняло консистенцию сыра: споры молочнокислых бактерий могли развалиться, сыр вздуться и покрыться трещинами.

Поэтому мы ушли от всех мелких поставщиков и выбрали одного крупного и надежного.


2. Приобрели не подходящее оборудование

Я начинал с того, что готовил сыры у себя на кухне в обычных кастрюлях. Спустя три месяца, когда заказов стало больше, а небольшой домашний бизнес начал расширяться, я понял, что необходимо приобрести оборудование.

Но накопленных средств мне не хватало на профессиональную сыроварню. Оно тогда стило порядка $3 тыс. Я не сторонник кредитов, поэтому искал более дешевую альтернативу.

Поэтому я занялся поисками тех, кто мог сконструировать альтернативу. К сожалению, на рынке не было специалистов, разбирающихся в технике для сыроделов, но через знакомых нашлись те, кому было по силу изготовить, если говорить простыми словами, самогреющиеся казаны.

Так, из-за нехватки средств мы и приобрели оборудование, которое не было предназначено для изготовления сыров и скорее подходило для молочных изделий. Но зато обошлось нам это примерно за 800 тыс. сумов и разница была весомой.

Естественно, это затянуло наше развитие. Но в то же время упростило ручную и рутинную работу.

Спустя же месяцы работы я скопил нужную сумму и реинвестировал в оборудование.


3. Не проработали коммуникацию с клиентами

На каждый комментарий в соцсетях мы старались дать обратную связь.

Но в связи с загруженностью, не всегда успевали это делать, иногда не понимали, как верно подобрать слова. Учились на своих же ошибках, развивали навык общения в продажах.

Проблема в том, что человек, пришедший из вне и не знающий всех нюансов сыроварения, не сможет дать развернутый ответ. А клиенты хотят общаться с производителем лично, узнать какие добавки мы используем, как работаем.

Взять SMM-специалиста сейчас — решение проблемы для нас, но не для клиента.

Теперь я понимаю, что нам скорее надо было нанять человека с самых первых дней, чтобы он развивался и рос вместе с нами, чтобы постоянно был на производстве.

Сейчас стоит выбор: потратить много времени, чтобы донести до SMM-менеджера все нюансы рабочих процессов сыроварни, либо развивать навыки коммуникации в себе самом.


4. Нанимали по рекомендации и не заключили договоров

При найме персонала мы доверились рекомендациям знакомых и брали на работу ребят без собеседования и какого-либо отбора.

Так, несколько курьеров взяли деньги у клиентов и потратили на личные нужды.

Они забирали заказы и развозили их клиентам. Полученные деньги возвращали либо вечером, либо на следующее утро, когда приезжали за новыми заказами. Такая схема привычна многим. Все строится на доверии.

Когда же с нами это произошло, я сразу уволил этих ребят. Вернуть присвоенные деньги сразу они не смогли, объяснив это семейными трудностями и попросив отсрочки. Я вошел в положение. Но вот спустя год деньги так и не вернули.

Сейчас при найме сам общаюсь с кандидатом и обращаю внимание на личные черты. Стараюсь узнать по возможности о нем больше. Радует, что команда уже собрана и укомплектована так, как я этого и хотел.

Схожая ситуация произошла с нами, когда договоренности с оптовой или розничной точкой были оговорены лишь устно. В одном из магазинов сменился хозяин. Передачу дел он осуществил, но о договоренности не сказал.

Договора или контракта, конечно же, не было. Новый же владелец наотрез отказался нас признавать и о партнерстве никакого представления не имел.

При таких обстоятельствах мы вновь потеряли деньги, но опять же усвоили урок — все должно иметь юридическую силу. Теперь с каждым партнером у нас есть договор.


5. Ослабил контроль сотрудников

Когда у нас выросло количество клиентов, заказов, а техники не хватало, я решил разделить команду на две смены.

В дневной работал сам, поэтому с легкостью контролировал все процессы.

А вот с ночной сменой дела обстояли иначе: поначалу ребята выполняли все по стандарту, а позже начали «халтурить».

Об этом стало известно, когда начали увеличиваться негативные отзывы. Я был удивлен и решил установить камеры.

Через пару дней выяснилось, что без контроля был изменен рецепт, время приготовления и процессы хранения.

Ночная смена делала все, чтобы успеть уложиться до 12 ночи, а не до положенных четырех утра, а после отдыхать.

Естественно, некоторую продукцию пришлось снять с продажи. Мы потеряли деньги и поняли, что контроль — значимый критерий в работе производства.

Теперь стараюсь постоянно присутствовать и следить за всеми процессами.

А также помимо камер ввели штрафы — это вынужденные меры. Применяем их когда упущение намеренное, а не случайная ошибка. Потому что понимаю, ошибаться может каждый, да и дело наше не из легких.

Допустив все эти ошибки, я не то, чтобы многое изменил в подходе к работе, а скорее окружил себя теми, кому могу доверять.