Агентство по управлению госактивами опубликовало комментарий к пакету поправок в сфере корпоративного управления. Законопроект в четверг, 17 марта, одобрил Сенат. Spot уже анонсировал содержащиеся в нём изменения.

Центральному депозитарию разрешается открывать счёт в ЦБ и вести расчёты по итогам операций с ценными бумагами на организованных торгах.

Узбекистан с 1998 года является членом Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO), напомнили в АУГА. Эта организация рекомендует вести бухгалтерские операции по выпущенным ценным бумагам путём открытия счёта в ЦБ.

Брокеры и держатели акций испытывают неудобства из-за того, что расчёты по ценным бумагам на бирже сейчас осуществляет Центральный депозитарий, а денежные расчёты по ним — Национальный банк.

Теперь оба вида операций на фондовом рынке будут вестись в одной организации. Это позволит сэкономить время участников рынка ценных бумаг и гарантирует сохранность их средств, подчеркнули в агентстве.

В качестве органа управления унитарного предприятия может создаваться наблюдательный совет.

Лучшая международная практика предусматривает внедрение современных методов корпоративного управления во всех госкомпаниях.

Нововведение урегулирует процесс взаимодействия собственников и руководства предприятия, обеспечит подотчётность, прозрачность и открытость в управлении, что повысит эффективность в целом.

Кроме того, в ГУП корпоративные решения теперь будут принимать квалифицированные специалисты, входящие в состав набсовета — коллегиально, а не руководитель или учредитель (единолично).

Отменяется исключительное право госучастия в управлении акционерными компаниями — «золотая акция».

Наличие «золотой акции» и возможность её законного применения на практике означает, что потенциальные инвесторы менее заинтересованы в приватизации компании и нарушает права других акционеров в принятии корпоративных решений. Это право не использовалось за последнее десятилетие, отметили в АУГА.

Отменить этот инструмент рекомендовал ЕБРР, поскольку он влияет на интерес инвесторов к покупке приватизируемых активов.

Отмена «золотой акции» означает, что государство будет участвовать в управлении компаниями на равных с другими собственниками, правa собственности других акционеров не будyт нарушаться.

Срок полномочий членов исполнительного органа и наблюдательного совета в акционерных компаниях продлевается с года до трёх лет.

Один год — недостаточный срок для реализации средне- и долгосрочной (3−5 лет) стратегии развития компании. Такая ситуация негативно сказывается на эффективности работы её главы.

Продление срока полномочий до трёх лет позволит руководству изучить, проанализировать все слабые и сильные стороны компании, полностью реализовать свои планы по развитию и увеличению прибыли.

Например, в США, Австралии, Китае, Италии, Южной Корее и Турции исполнительный орган назначается на 3 года, в Германии, Индии и Индонезии — 5 лет, в Испании — 6 лет. Срок полномочий набсовета в США, Австралии, Китае и Италии — 3 года, в Индии — до 5 лет.

Акционерам (участникам) предоставляется право инициировать аудиторскую проверку.

Сейчас это могут сделать крупные акционеры, обладающие 10-процентным пакетом, миноритариям этот механизм не доступен.

Наделение правом инициировать аудит акционеров (участников) с долей 5%, обеспечит их право на управление компанией, повысит ответственность руководителей перед акционерами, сделает акции компаний с госучастием привлекательными для потенциальных инвесторов.

Такая практика есть в Турции и Греции и в Венгрии, где инициировать аудит могут держатели 1% акций.

Решение о наличии ревизионной комиссии или ревизора будет приниматься компанией по её усмотрению (сейчас — обязательно).

Финансовая отчетность компаний с госдолей подлежит ежегодному внешнему аудиту, у них также есть служба внутреннего аудита, функции и обязанности которой частично дублирует ревизионная комиссия.

Упразднение ревизионной комиссии исключит дополнительный контроль, позволит экономить средства на зарплате членов комиссии и время, которое сейчас уходит на подготовку дополнительной информации и отчётов для ревизионной комиссии.

Функции исполнительного органа ООО могут быть переданы доверительному управляющему — коммерческой организации.

Государство — неэффективный собственник, отметили в АУГА. В мире широко распространена практика привлечения опытных специалистов к управлению госкомпаниями.

Опытные компании, получившие ООО в доверительное управление, смогут внедрить новую и профессиональную систему управления, поднять эффективность компании за счёт привлечения необходимых менеджеров.

Подобные механизмы действуют в России, Казахстане и Беларуси.

Ранее Spot писал, что АУГА выставило на аукцион территорию агрегатного завода в Ташкенте.