Азизбек Умаралиев — основатель и руководитель Space Marketing & Academy.

После пяти лет работы на семейном предприятии, Азизбек решил уйти в свободное плавание. Но первый проект оказался провальным. Бизнес, который он строил вместе с близким другом, закрылся буквально через пару месяцев после запуска из-за начавшихся разногласий. Так начинающий предприниматель остался без бизнеса, без друга, но с важным жизненным уроком.

После неудачи Азизбек продолжил попытки. На базе теоретических знаний о маркетинге, полученных во время обучения в MDIST, и опыта запуска маркетинговых кампаний в период работы в семейном компании, родился проект Space Marketing.

Это маркетинговое агентство полного цикла, которое существует более трех лет, в течение которых команда успела поработать с около 300 компаний. Позже на основе накопленного в агентстве опыта Азизбек открыл академию по обучению маркетингу и бизнесу Space Academy.


Строил бизнес с друзьями

Первая и самая крупная в финансовом и эмоциональном плане ошибка была при первой попытке запустить собственный бизнес. Вопреки всем известной истине, что общее дело с друзьями до добра не доведет, я все-таки начал — очень горел этой идеей и полностью доверял своему партнеру.

Все действительно началось отлично: сразу после запуска появились первые крупные клиенты, дело процветало, работа была в удовольствие. Но счастье длилось недолго: со временем начались разногласия, затем ссоры. В итоге друг меня «кинул», вытащив все деньги из бизнеса.

Я долго не мог оправиться от произошедшего. Но для себя уяснил одно — бизнес-партнер может стать другом, а вот друг стать бизнес-партнером — никогда. С тех пор стараюсь вести все проекты сольно — так гораздо спокойнее и эффективнее.

Работал без договора и предоплаты

Следующую ошибку (хотя я предпочитаю называть это опыт) совершил уже во время работы в маркетинговом агентстве. Договорились мы с одним клиентом обо всем на словах, но не зафиксировали на бумаге. К тому же я сделал еще один неверный шаг — начал работу с ним без предоплаты. Тогда мы только запустили бизнес и хотели дать рынку наиболее выгодные условия сотрудничества.

Но в итоге получилось объем работы был полностью выполнен, а клиент платить отказался. Сначала просто не отвечал на звонки, потом все-таки вышел на связь и сослался на проблемы с финансами.

С тех пор работаю только по договору с полностью прописанными пунктами сотрудничества и по 100-процентной предоплате.

К слову, этих денег мы так и не увидели, хотя прошло уже четыре года.

Не разбирался в финансах

Предпринимателю важно быть финансово грамотным. В свое время я недооценил важность этого вопроса. Тогда кассовые разрывы, проблемы с дебиторкой и постоянная нехватка времени на ведение финучета были моими постоянными спутниками бизнеса.

В какой-то момент я не смог себе точно ответить на вопросы, сколько чистыми компания зарабатывает в месяц, как изменились показатели за последний год и каков наш план финансов на будущее. Тогда я и понял, что пора браться за это серьезнее.

Купил курс по финансам у российской компании «Нескучные финансы», прошел трехмесячную программу обучения вместе со своим замом и начал разгребать авгиевы конюшни.

Курс обошелся в $1000, но уже в первые месяцы с лихвой окупил себя — мы взяли финансового менеджера, навели порядок в финансовой документации и учредили единую систему работы в этой сфере. Я стал четко понимать, сколько заработал, как изменились показатели, куда мы вообще с компанией движемся.

Поэтому настоятельно рекомендую всем бизнесменам изучить ДДС, ОПиУ и БАЛАНС — тот минимум отчетности, которым должен владеть любой предприниматель, чтобы понимать как устроена финансовая система его компании, и в каком состоянии она пребывает сейчас.

Не мог решить, я — «хороший или плохой полицейский»

Дилемма, которая бывает у каждого бизнесмена: каким быть с командой — строгим и требовательным или дружелюбным и понимающим?

Идея совмещать в себе сразу две стороны — «хорошего и плохого копа» — хоть и кажется классной, но на деле воплощается с трудом. Поэтому многие берутся играть только одну роль, от которой сами потом и проигрывают.

Первое время я был максимально «свойским». А как иначе? Я сам молодой, команда молодая. Да и все эти кейсы о построении работы по типу «как в Google» очень мотивируют давать больше свободы сотрудникам.

Поначалу все было отлично, но потом команда расслабилась. Как оказалось, модели менеджмента, отлично работающие за границей, куда хуже показывают себя с местными работниками. Многие специалисты хоть и хотят независимости, но по факту к ней абсолютно не готовы. А грань у свободы и вседозволенности и вовсе в какой-то момент становится фактически неразличимой.

Когда ребята расслабились настолько, что начали страдать бизнес-процессы, я понял, что на этом «хороший полицейский» временно берет отставку. Но и в тиранию я уходить не стал.

Начал работать не над командой, а над собой: постарался найти ту грань взаимоотношений, где в работе есть место и веселой непринужденной атмосфере, и где при этом каждый знает свои обязанности и понимает, что за них будет спрос.

Сейчас ситуация гораздо лучше: мы можем весело смеяться на тим-билдинге, а вернувшись в рабочую обстановку снова серьезно заниматься своими делами.

Держал все яйца в одной корзине

Диверсификация — ключ к долгосрочному пребыванию на рынке и снижению рисков за счет перераспределения прибыли, выхода на новые рынки и расширения сферы деятельности. Скажу честно: я это знал, но сам момент начала диверсификации все откладывал.

А кто захочет создавать себе новую головную боль, когда наконец наступила приятная стадия развития основного бизнеса — время собирать плоды?! Но, к счастью, иногда случаются несчастья.

Сильнейшим толчком для выхода из зоны комфорта для меня стала пандемия. Когда тяжело было действительно всем, я понял, что не стоит останавливаться на одном агентстве, а давно пора уже перекладывать часть яиц в другую корзину.

Так у нас появился новый проект — Space Academy, который был способен продолжать работать несмотря на внешние обстоятельства. Мы запустили онлайн-курсы и минимизировали привязку бизнеса к офлайн-пространству.

Признаюсь, создавать что-то новое, когда вокруг нет никакой стабильности, а ситуация во всем мире оставляет желать лучшего — тот еще стресс. Поэтому советую предпринимателям вовремя задуматься о диверсификации. Можете начать прямо сейчас. Дела обстоят гораздо проще, когда вы это делаете не на горящем корабле, а по мере развития компании. Тогда есть возможность взвешенно принимать решения, грамотно инвестировать прибыль от основного проекта и совершить меньше ошибок.

Мы не стали останавливаться только на Space Academy и буквально недавно запустили еще один проект — Space Coffee. Пока он на стадии тестового режима, но уже демонстрирует свой потенциал.


Напоследок хочу сказать одно: не важно, какая ошибка, важно, как вы на нее отреагируете. Выход есть всегда, и главное, это встать и пойти дальше, восприняв даже самый лютый провал, как хороший пинок для еще больших достижений. Помните: не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.