Казахстан выразил готовность присоединиться к реализации проекта Трансафганской железной дороги, передаёт пресс-служба президента республики.

Заявление об этом Касым-Жомарт Токаев сделал в ходе консультативного саммита глав государств Центральной Азии, проходящего в Кыргызстане. Он призвал улучшать транспортную связанность региона и условия для транзита грузов.

Токаев предложил «бесперебойную поставку материалов верхнего строения путей» для будущей магистрали Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар. Помимо того, казахстанская сторона предоставит подвижной состав.

Также он рекомендовал более активно использовать железную дорогу Казахстан — Туркменистан — Иран для доступа к портам Турции и стран Ближнего Востока. По ней груз из Китая может пройти 6 тыс. км пути за 12 дней.

Отметил глава Казахстана и развитие коммуникаций внутри региона, приведя в качестве примера проект железнодорожной ветки Дарбаза — Мактаарал. По оценкам, её запуск увеличит грузовую пропускную способность вдвое и сократит срок доставки в 1,5 раза.


Инициатива по строительству трансафганской железной дороги была выдвинута в 2018 году. Шавкат Мирзиёев отмечал, что магистраль позволит Узбекистану диверсифицировать рынки экспорта и транспортные пути.

К проекту с оценкой в $5 млрд и потенциалом в 20 млн тонн груза ежегодно проявляли интерес зарубежные игроки, включая РЖД. Начать строительные работы планировали осенью 2021 года, однако этому помешала смена власти в Афганистане.

Временное правительство Афганистана после переговоров всё же подключилось к проекту. В январе оно утвердило маршрут магистрали длиной около 600 км, а в марте был дан старт подготовке к строительству.

Полевые работы начались в середине июля. Согласно расчётам, магистраль ускорит доставку грузов между Узбекистаном и портами Пакистана с нынешних 35 дней до 3−5, а транспортировка контейнера станет втрое дешевле.

Ранее Spot сообщал, что Афганистан продолжает сотрудничать с «Узбекистон темир йуллари», но будет сам контролировать железные дороги в стране.