Узбекистан и Афганистан провели переговоры на тему управления железными дорогами, пишет пресс-служба «Узбекистон темир йуллари».

Встреча состоялась 12−14 апреля в Термезе. Глава афганской делегации, председатель Афганского железнодорожного управления Бахтуррахмон Шарафат, подчеркнул намерения усилить и расширить двустороннее сотрудничество с Узбекистаном.

Так, на базе станции Хайратон совместно с узбекскими железнодорожниками планируется создать полевой учебный центр — он будет готовить кадры для железных дорог Афганистана. Стороны также говорили о реализации проекта железной дороги Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар.

По информации компании, Шарафат якобы опроверг сообщения о прекращении партнёрства с ней. До этого ряд СМИ передавал информацию о том, что Афганистан собирается взять под свой контроль все железные дороги на своей территории.

«Афганская сторона выразила полную удовлетворённость работой ДП „Согдиана-Транс“ по эксплуатации железнодорожной линии Хайратон — Мазари-Шариф», — заявили в «Узбекистон темир йуллари».

Грузооборот по ветке восстановился после снижения во втором полугодии 2021 года, отмечается в сообщении. Афганистан готов совместно с Узбекистаном работать над задействованием возможностей для выгрузки вагонов, чтобы увеличить объём грузов на станции Хайратон.

В то же время, по информации афганских СМИ, управление веткой Хайратон — Мазари-Шариф «будет поэтапно передано» Афганскому железнодорожному управлению.

«Мы передали им заявление о том, что с 10 мая афганское правительство возьмёт под контроль сбор доходов с железной дороги», — приводит ToloNews слова Бахтуррахмона Шарафата.

Ветка служит одним из главных путей экспорта афганских товаров. По имеющимся подсчётам, правительство получает от её работы $2,5−4 млн в месяц.

В то же время Афганистан платит узбекской стороне $18 млн в год за обслуживание линии. Передача технических операций и контроля над поставками товаров афганским властям увеличит доход от ветки.

«Эти деньги останутся в Афганистане. Сейчас Узбекистан забирает большую часть выгоды — мы платим им в долларах», — заявил Хан-Джан Алокозай из Афганской торгово-инвестиционной палаты.

Южное направление

Узбекистан уже несколько лет делает шаги по увеличению роли южных путей поставки грузов во внешней торговле. Отмечается, что это более быстрый и дешёвый выход к морским портам.

В ноябре 2021 года Пакистан принял первый транзитный груз из Узбекистана и упростил транзит для узбекских дальнобойщиков. Президент Шавкат Мирзиёев в феврале 2022 года утвердил соглашение о транзитной торговле с Пакистаном.

В январе афганское временное правительство утвердило маршрут железной дороги, дающей Узбекистану выход к пакистанским портам. Как отмечал Мирзиёев, этот проект поможет диверсифицировать транспортные пути и рынки экспорта, а также сделать транзит дешевле.

Транзит через Афганистан стремительно активизируется. В начале марта Пакистан запустил поставки мяса узбекским потребителям, а немного позже Индия впервые отправила в Узбекистан транзитный груз через пакистанскую и афганскую территорию.

Ранее Spot сообщал о запуске работ по проекту Трансафганской железной дороги.