В июле инфляционные ожидания узбекистанцев снова снизились, следует из отчёта Центробанка о результатах нового исследования.

Сейчас средний уровень прогнозируемой населением инфляции на ближайшие 12 месяцев составляет 15,5% — на 0,9% меньше, чем месяцем ранее. Медианный показатель снизился ещё на 1,1% и сейчас достиг 13%.

Крупнейшая группа среди опрошенных ожидает роста цен между 9% и 12% годовых. В июле заметно вырос уровень оптимизма, о чём свидетельствует частота выбора варианта 6−8%.


ЦБ объясняет снижение инфляционных ожиданий сезонным удешевлением фруктов и овощей, а также переносом повышения тарифов на энергоресурсы. Кроме того, потребительские цены прошли пик роста.

Главным фактором, влияющим на ожидания по инфляции, остаётся подорожание импортируемых в Узбекистан товаров — его отметили 55% респондентов. Ещё 43% считают причиной спекулятивное завышение цен, а 36% отметили подорожание топлива.

Также заметно выросла доля изменений курса валют, на которые указала треть опрошенных. Уже второй месяц снижается влияние повышения зарплат и пособий (29%).


Среди бизнеса средний уровень инфляционных ожиданий снизился на половину процента — до 15,2%. Вместе с тем медианный показатель немного вырос и составляет 13,4%.

Наиболее распространённым остаётся прогноз в 9−12%, однако выросло и число респондентов в группах с более высокими ожиданиями. Вместе с тем увеличилась доля «оптимистов», предсказывающих рост цен на 5% и менее.


На первое место из факторов предприниматели поставили динамику валютного курса (34% опрошенных, против 19% в июне). Остаются высокими опасения перед снижением конкуренции (33%), а также ростом цен на топливо и транспорт (31%).

28% представителей бизнеса также ожидают подорожания импортных материалов. Доля тех, кто отметил повышение зарплат, снизилась до 23%.

Почему это важно

Инфляционные ожидания — предположения граждан и субъектов бизнеса о будущем уровне инфляции, которые они учитывают при принятии ими экономических решений.

В частности, на основе инфляционных ожиданий производители и потребители формируют будущие финансовые планы и ценовую политику. Таким образом, инфляционные ожидания являются одним из основных факторов, влияющих на ценообразование.

На ожидания отчасти влияет нынешняя экономическая ситуация. Так, инфляция по итогам 2021 года составила 10%, достигнув минимума за последние 5 лет. На 2022 году ЦБ прогнозировал инфляцию в пределах 9%, но позже пересмотрел ожидания до 12−14%.

Ранее Spot сообщал, что ЦБ намерен добиться снижения инфляции до 5% в 2024 году.