Глобальные вызовы в отраслях логистики и торговли не обошли местных супермаркетов стороной. Война в Украине отразилась на сфере и вынудила изменить ряд логистических маршрутов, прерывались поставки продуктов.

Торговые сети и производители приняли на себя изменение цен из-за удорожания логистики и повышения ставок пошлин на импортные товары, но тем не менее, часть изменений ощутили покупатели.

Очевидной тенденцией на потребительском рынке Узбекистана стал рост популярности брендов и новых форматов торговли, запрос на качество продукции, которое далеко не всегда обеспечит традиционная торговля — базары и несетевые магазины.

Генеральный директор «Магнит Средняя Азия» (сеть MCosmetic) Денис Косаченко, руководители по маркетингу сети супермаркетов «Корзинка» Малик Каримов и французкой сети магазинов у дома bi1 Артём Пестерев рассказали о трендах в ритейле и что будет со сферой в следующем году.


Развитие CTM продукции

Главный тренд в retail-индустрии Узбекистана в 2022 году — СТМ продукция (продукция под собственной торговой маркой — прим. Spot) в магазинах. Это работает так: розничная сеть разрабатывает продукт, при этом ориентируется на покупателей и их предпочтения. Затем ищет производителя, который готов выпускать этот продукт, и заключает с ним контракт. Готовый продукт расфасовывается в упаковку с дизайном СТМ.

ритейл

Фото: Личный архив bi1

«СТМ продукция не рекламируется с помощью больших бюджетов на маркетинг и создается локальными производствами. Все это сокращает конечную стоимость продукции. Продается СТМ продукция дешевле на 20−40% и по качеству не уступает другим брендам. Главным фактором при этом становится контроль качества и отбор производителей», — объясняет Артём Пестерев.

Директор по маркетингу говорит, что для запуска 1000 позиций под собственными товарными марками по категориям в bi1 изучили 600 производителей, и уже наладили экспорт собственной продукции в Таджикистан.

Помимо bi1, СТМ продукцию развивают «Корзинка», Makro и Havas.

К этому Малик Каримов добавил, что в сети «Корзинка» поставляют ряд новых товаров под СТМ 365 kun и «Из Корзинки», ассортимент довели до 300 SKU в 19 категориях. За короткое время в нескольких категориях СТМ занял лидерство, например гигиены и консервации. По статистике, уже в каждом четвертом чеке числятся продукты СТМ.

ритейл

Фото: Личный архив «Корзинки»

В сети MCosmetic также спросом пользуется косметика на основе собственной марки ритейлера Stellary.

Денис Косаченко связывает успех этой марки с позитивным опытом, который получает клиент после первой покупки. Потребитель пробует продукт, убеждается в качестве и возвращается снова.

Стабилизация цен

Весной этого года А-бренды (популярные торговые марки крупных компаний, которые сами разрабатывают и производят товары или услуги — прим. Spot) покинули Россию из-за войны с Украиной, что отразилось и на нашем рынке.

А-бренды заходили на рынок Узбекистана через Россию как минимум по двум причинам: это ближе и дешевле с логистической стороны, также согласно договорам в странах СНГ товары освобождены от таможенных пошлин. Стоимость товаров из России обходилась дешевле в среднем на 30%, чем из других стран вне СНГ.

«В сети „Корзинка“ 40% ассортимента поменялось и обновилось ввиду изменений в сорсинге. Мы столкнулись со сложностями в логистических путях. Если доставка из России занимает в среднем пять дней, то из Турции требуется 14 дней. Это повлияло и на стоимость поставок. Для непрерывных поставок до полок мы адаптировали действия с планирования, увеличили резервацию стоков и соответственно инвестиции. Тенденция продолжается», — рассказывает Малик Каримов.

Факторами замены супермаркета традиционным базарам стали стабилизация цен путем создания достаточных резервов и запуск проектов собственного импорта. Так, ежедневные изменения и повышения цен на рынке не влияют на цены в сети «Корзинка», говорит эксперт.

Каримов подкрепил тренд статистикой: с января по октябрь импорт авокадо в Узбекистан увеличился на 93 тонны по сравнению с прошлым годом и составил 184 тонны, из них 151 тонна — доля прямого импорта со стороны «Корзинки». «Тем самым удалось предложить цены в два раза ниже, чем ранее. Также растёт спрос на авокадо — продаем их в восемь раз больше, что говорит об изменениях культуры потребления на рынке», сказал он.

Формат дрогери

Рост популярности формата дрогери, с которым «Магнит» вышел на рынок Узбекистана отмечает Денис Косаченко. На открытии первого магазина в компании отметили большой потенциал развития узбекского рынка в сегменте дрогери. За счет анализа потребительского отклика и результатов открытий к концу 2022 года количество магазинов довели до 12.

Дрогери — магазин недорогих непродовольственных товаров повседневного спроса. Торговые точки небольшие и расположены в спальных, оживленных районах или в ТРЦ «за углом». Главный критерий при выборе локации — близость к месту проживания покупателей, шаговая доступность.

ритейл

Фото: «Магнит Косметик»

Формат дрогери не требует больших затрат, помещение 100−20 кв.метров. Экстерьер у таких магазинов обычный и функциональный. В интерьере простые полки с выкладкой товаров.

«В MCosmetic закрываем несколько потребностей целевой женской аудитории 25−50 лет. Они приобретают: средства для уборки, посуду, бытовую химию, игрушки для детей, декоративную и уходовую косметику, парфюмерию. Женщины готовы тратить больше на такие товары», — говорит Косаченко.

Магазины «у дома»

Артём Пестерев выделяют тренд быть ближе к покупателю с небольшими магазинами у дома.

Магазины формата «у дома» переживают бурный рост и развитие, отмечает Артём. За год сеть bi1 открыла 24 магазина. Помимо этого «Корзинка» продолжает открывать магазины у дома Smart.

При выборе локаций маркеты bi1 ориентируются на густонаселенность района. Для этого используется специальная программа, необходимо чтобы магазины были вдоль дороги, с наличием парковочных мест и многоэтажным домом позади. Большинство таких маркетов открыты в Чиланзарском и Мирзо-Улугбекском районах.

ритейл

Фото: Личный архив bi1

Пестерев отмечает комфорт, уют и привлекательный дизайн таких магазинов. Покупатели чаще выбирают уютные магазины, с качественным сервисом, выкладкой товара и дизайном, считает он.

Цифровизация

Бурное развитие торговых сетей приводит к потребности в продвинутых IT-решениях, ERP-системах, новых программ лояльности.

В конце 2021 года сеть «Корзинка» перешла на новую версию SAP — S/4HANA, SAP CRM и SAP Marketing, которое является передовым решением в отрасли.

Глобальной тенденцией в ритейле становится омниканальность: возможность для клиента пользоваться услугами ритейлеров как оффлайн, так и онлайн, в виде доставки до дома, оформления заказов и самовывоза.

В начале года «Корзинка» приобрела онлайн-платформу доставки Lebazar. В проект пришла новая команда управленцев с опытом в электронной коммерции, идет процесс трансформации бизнеса. Сервис Lebazar улучшается, полный перезапуск ожидается в начале 2023 года, анонсирует Малик Каримов.

«Мы перезапустили мобильное приложение и веб-сайт „Корзинки“, обновили интерфейс после ребрендинга и добавили ряд функций для удобства клиентов: внедрили онлайн-отображение фискального чека», — добавил он.

Программы лояльности и кэшбека

Кэшбек 1% от Soliq, запущенный 1 января 2022 года, ввёл новую культуру сбережения и экономии средств среди потребителей Узбекистана и покупатель все чаще начинает использовать программы лояльности. Если ранее пользователи системы были первопроходцами, то сейчас это пошло «в народ».

Также покупатели в Узбекистане любят участвовать в розыгрышах призов. Сети запускают акции с условием покупки определенной суммы чека: от 50 тыс. сумов.

«Мы можем увидеть, что подобные акции только в этом месяце запустили: „Корзинка“, Makro, Baraka, Magnum, Magnit Cosmetic, — отметил Пестерев. — В качестве выигрыша потребители могут получить от беспроводных наушников до электромобиля».

Так в «Корзинке» работает бонусная система накопления, где за каждую покупку начисляется 1% на бонус-счет. Для этого надо купить товары на 50−100 тыс. сумов и экосумку у кассы, открыть карту лояльности. Также при открытии виртуальной карты через приложение новому пользователю начисляется 5 тыс. salom-бонусов.

Накопить можно и ретробонусы до 3%. При суммарной закупке за месяц свыше 1 млн начислится 1%, а при квартальной на сумму 3 млн и больше добавится ещё 1%. Ретро бонус начисляется единоразово в начале следующего периода. Карта действует при покупках в магазинах Smart, FLO и REDTAG, кроме «Корзинка» DISKONT работающих по франшизе.

Тренды 2023

Артём Пестерев видит будущий тренд на развитие электронной коммерции: доставка продуктов, товаров, еды на дом, рост количества магазинов формата «у дома», а также совмещения форматов ритейла и готовой еды, когда покупатель может недорого и вкусно поесть в супермаркете, либо взять готовую еду или кофе на вынос.

Малик Каримов акцентирует внимание на прямых поставках от производителей и дальнейшее развитие СТМ, что поможет сохранить доступность продуктов из-за отсутствия посредников в цепи поставок.

«Основная ставку сделаем на корпоративное управление, программы лояльности и омниканального цифрового опыта», — заключил он.