Институт прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМИ) изучил то, как и по какой модели Узбекистану следует развивать аэропорты.

Аналитики института выделяют 3 модели, используемые для привлечения частных инвестиций.

Первая модель — полная приватизация. Права собственности на активы аэропорта передаются от государственной корпорации частным инвесторам. Частная компания самостоятельно несёт ответственность за эксплуатацию воздушной гавани.

Однако данная модель распространена относительно слабо из-за нежелания государства передавать контроль над стратегическими объектами в коммерческие руки, а также отсутствия системы экономического регулирования и нормативного управления.

Второй моделью является концессионное соглашение. Аэропорт передаётся инвестору для эксплуатации на время срока концессии, который в среднем составляет 25−30 лет. Частный оператор оплачивает государственному органу-заказчику концессионный сбор.

Договор на управление выступает в качестве третьей модели. Частный подрядчик привлекается для управления некоторыми активами аэропорта, например, пассажирским терминалом или объектами розничной торговли в терминале. Другие услуги, в том числе обслуживание и эксплуатация взлетно-посадочных полос и объектов управления воздушным движением, предоставляются владельцем аэропорта.

Эксперты приводят успешный зарубежный опыт владения и эксплуатации инфраструктурных активов естественных монополий — аэропортов — частными предприятиями. Например, отмечается успех аэропортов Абиджана Хофоэ-Буаньи в Кот-д'Ивуаре, Сантьяго в Чили, Боготы Эль Дорадо в Колумбии.

После передачи международного аэропорта Эль-Дорадо по концессионному договору в 2007 году, перевозки пассажиров выросли в 3,57 раз — с 7 млн в 2003 до 25 млн в 2013 году.

ИПМИ полагает, что с учётом особенностей аэропортов, рыночных условий, а также политической, экономической и социальной среды в Узбекистане, оптимальной моделью развития аэропортов выступает концессия.

Привлечение бизнеса путём концессионного договора обеспечит приток денежных поступлений в отрасль. Это имеет первостепенную важность на фоне ограниченного объёма государственных инвестиций.

Внедрение концессионных соглашений позволит привлечь средства для строительства новых аэропортов или расширения посадочных полос без государственных вложений — за счёт средств частного сектора.

С другой стороны, государство не теряет контроль над национальными активами, что создаёт стимулы для эксплуатации аэропорта в интересах общества, снижая стоимость обслуживания и повышая качество предоставляемых услуг.

Ранее Spot писал, как конфликт в Украине повлиял на экономику Узбекистана.