На 2021 год лишь 3% взрослого населения Узбекистана хранили свои сбережения в местных банках, сообщает Всемирный банк.

По этому показателю республика находится на втором месте с конца в регионе Европы и Центральной Азии, опережая Таджикистан с 1%. Это отражает низкое доверие населения к банковской системе — схожая ситуация наблюдается во многих других развивающихся странах.

Вместо этого люди предпочитают инвестировать в домашний скот, иностранную валюту и в машины, чья стоимость не снижается из-за дефицита на монопольном рынке.

Эксперты ВБ отмечают, что в банковском секторе Узбекистана исторически доминировали государственные финучреждения. Они обслуживали в основном госпредприятия в приоритетных секторах по ставкам, которые были ниже рыночных.

Однако ситуация меняется на фоне реструктуризации сектора, начавшейся в 2017 году. Расширение доступа к финансовым услугам за счёт использования сбережений имеет решающее значение для расширения доступа людей к экономическим возможностям, повышения человеческого капитала, а также устойчивости к шокам.

Например, за последние пять лет количество банкоматов выросло свыше 20 раз — с 445 штук в 2017 году до более чем 11 тыс. в прошлом году.

По сравнению с 2017 годом количество платёжных терминалов удвоилось — до 430 тыс. единиц. Общая сумма средств, прошедших через терминалы, превысила 120 трлн сумов или $10,6 млрд (13% от ВВП).

Пандемия COVID-19 дала мощный толчок развитию бесконтактных способов оплаты. Например, около 100 тыс. предпринимателей получили QR-коды, ещё 2 тысячи используют NFC.

За десять лет доля взрослых узбекистанцев с банковскими картами выросла почти в два раза — с 23% до 44% в 2021 году. Количество карт в обращении выросло почти на 60% — с 19 млн в 2017 году до 30 млн к июлю 2022 года.

Кроме того, в шесть раз увечилось число людей, использующих дистанционное банковское обслуживание — до 25 млн человек.

Ранее Spot писал, что ставки по вкладам в сумах для населения достигли минимума с января 2022 года.