Татьяна Шалунова — основатель онлайн-школы Profi Tarining, которая специализируется на темах бухгалтерии, МСФО, аудита и др.

Татьяна начала трудовую деятельность в 2001 году после окончания профильного колледжа: больше двух лет работала в бухгалтерии, затем четыре года — в IT-сфере. Параллельно получила высшее экономическое образование в столичном вузе, который окончила в 2006 году.

В ноябре того же года Татьяна вошла в существующий проект в качестве партнёра. Партнёрство пошло не так, как планировалось, поэтому пришлось его прервать спустя семь месяцев. Негативный опыт влиял на то, что она больше не рисковала входить в такого рода бизнес-отношения.

С 2008 начала заниматься аудитом и параллельно получила образование в Тюмени по специализации «Финансовый менеджмент». В 2013 году основала организацию налоговых консультантов Rastax Group, которую в 2017 году передала в управление, когда вплотную стала заниматься созданием собственной онлайн-школы. Так, в 2017 году стартовал проект Profi Training.

Татьяна Шалунова рассказала Spot о сложностях и ошибках, с которыми столкнулась в бизнесе, и дала несколько советов.


Брала не тех людей в команду

Я не придавала значения корпоративной культуре. В вузе достаточно плотно ознакомилась с миссией, видением, стратегией и в каждом проекте разрабатывала миссию и ценности. Для меня это был своего рода ритуал: не запускала проект, если у него нет видения, миссии и логотипа.

Ошибка заключалась лишь в том, что до 2021 года все мои разработки были по сути формальностью и о них знал один человек — я. К чему это приводило — мы брали не тех людей в команду. А к стратегическим целям бизнес ведут люди, объединенные единой культурой. Если корпкультура разношёрстна, то и к целям вряд ли придете, а если и удастся, то потратив в разы больше времени.

Поняв глобальность проблемы, мы сделали, казалось бы, простые вещи:

  1. Создали единый чат для всей команды, включая тренеров и тьюторов.
  2. Пересмотрели миссию, видение, слоган и довели их до команды.
  3. Идентифицировали ценности исходя из эталонного Profi.
  4. Стали ежемесячно проводить мероприятия по усилению корпкультуры.
  5. Трансформировали систему найма на основе компетенций.
  6. Провели клиентские исследования и многое другое.

Масштабы бизнеса всегда зависят от масштаба мышления его владельца, и корпкультура — ключ к пониманию самого себя.

Отсутствие нишевания на старте проекта

Я была известна как финансист и аудитор, но мне казалось, что, фокусируясь на этом, я ограничиваю себя от других возможностей. И мы пробовали запускать различные курсы: эффективный менеджер, эмоциональный интеллект, тайм-менеджмент и многое другое. Мне понадобился год, чтобы понять, что отсутствие концентрации на одной нише приводит к распылению моей энергии и не вызывает твёрдых ассоциаций с нами у клиента.

Ситуацию смогли исправить, перезапустившись под новым брендом в 2018 году. Поэтому сейчас, когда слышу у начинающих предпринимателей, что их целевой клиент — все, зачем себя ограничивать, советую сфокусироваться на своей суперспособности, усилив её ещё больше.

Например, наша суперсила в методологии — любой, кто обучается в Profi Training, гарантированно получит результат. Благодаря этому нам удаётся сохранить 75% сдаваемость сложных экзаменов ACCA, дважды превысив мировые показатели.

Непрофессионально выстраивала бизнес-процессы

Еще одной ошибкой было отсутствие прозрачных бизнес-процессов. В самом начале бизнес так быстро и сильно меняется, что нет ни времени, ни сил, ни желания создавать чёткие регламенты. И этим грешит почти любой малый бизнес. В то же время, невозможно масштабироваться, если нет прозрачной системы функционирования компании.

Мы начали глобальный процесс регламентации лишь к концу 2020 года, до этого были только отдельные описанные процессы, как например, правила ведения соцсетей, скрипты продаж, чек-листы для организации мероприятий и листы закупа. Большая часть осуществлялась нативно, акцент был на конкретного человека, а не процесс. Только спустя два года ситуация наконец изменилась.

Наличие регламентов позволяет легко адаптировать нового члена команды в процесс и сделать его вход менее стрессовым. Но не думайте, что эту задачу можно кому-то делегировать. В описание процессов должны быть вовлечены все, тем не менее, персональная ответственность всё же за собственником/руководителем.

Переоценивала компетенции сотрудников

И, наверно, именно сейчас актуально упомянуть ещё об одной ошибке — желание передать ответственность за свой бизнес команде. Может возникнуть вопрос: «А как же делегирование?» Как ни странно, оба термина прекрасны в своём партнёрстве. Только неся личную ответственность за бизнес, вы можете делегировать другие задачи команде. Иначе всё будете решать только вы, остальные будут играть роль подчинённых, а в периоды, когда всё пойдёт не так, вы будете уверены, что это именно ваши сотрудники не досмотрели, не учли, не посчитали.

Менеджмент включает в себя четыре функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Соответственно, если сотрудник сделал что-то не так, значит система дала сбой. По сути нарушен один или несколько пунктов из следующего (список не является исчерпывающим):

  • задача не была ясно поставлена;
  • наняли не того сотрудника;
  • нет контроля.

И в данном ключе ответственность за построение системы лежит именно на основателе/руководителе, а никак не на человеке, кому делегирована какая-то задача. Нельзя от людей ожидать больше, чем они могут сделать. Важно ставить амбициозные цели, нанимать правильных людей и делегировать им их выполнение.

Обращаясь к начинающим предпринимателям, хочу сказать: если вам кажется, что вы незаменимы, вполне вероятно следующий этап — это нервный срыв. Так считает исследователь Гордон Питерсон, и мне с ним сложно не согласиться. Задача предпринимателя — организовать процесс так, чтобы он работал без него лучше, чем с ним.

Недооценивала потенциал проекта в мире

Наши услуги стали покупать из других стран ещё в 2019 году, когда мы обучали офлайн. Тем не менее, мне всегда казалось, что на мировом рынке есть более опытные, компетентные, образованные, чем Profi. Эти «более» можно перечислять бесконечно.

И лишь в 2022 году, пожив два месяца в Москве, а предварительно сделав исследование рынка СНГ в области повышения квалификации по финансам, я убедилась, что наша платформа позволяет решить задачи бизнеса и финансиста не только в Узбекистане. Такая смена парадигмы позволила трансформировать бизнес и с декабря 2022 года наконец-таки системно привлекать клиентов из-за рубежа.

Печально, но у меня ушло три года, чтобы это осуществить. Отныне я придерживаюсь девиза «Делай, что должен и будь, что будет». Фраза меня мотивирует запускать процесс и начать просто делать.


В качестве резюме добавлю, что в предпринимательстве, как и во всём другом, важна насмотренность. Поэтому любые кейсы (позитивные/негативные) важно читать, слушать, изучать, применять и анализировать, а своими — делиться с другими и командой. Всё это позволит банально быстрее и системно расти.