yaran consulting, регистрация бизнеса

Евгения Сон,

аудитор, совладелец бухгалтерской компании Yaran Consulting.

Регистрацией компаний традиционно занимаются юридические и бухгалтерские фирмы. Однако сейчас процедура существенно упростилась и зарегистрировать компанию можно самостоятельно.

Мы помогаем с регистрацией фирм с 2010 года и создали чеклист, чтобы регистрация прошла быстро и правильно и не создавала дополнительных проблем начинающему предпринимателю.

Регистрацию компании можно разделить на два этапа:

  • предварительный сбор информации;

  • процедура государственной регистрации.

Предварительный сбор информации

  1. Выбор вида деятельности

Для предпринимательства разрешены любые виды деятельности, не противоречащие законодательству. Но для осуществления некоторых из них требуются лицензии и разрешительные документы. Например, чтобы открыть компанию, предоставляющую услуги профессионального образования, нужна лицензия, а для проведения массовых мероприятий нужно получать разрешение. Подробнее об этом можно почитать здесь.

  1. Выбор организационно-правовой формы

Наиболее актуальные организационно-правовые формы — это самозанятость, индивидуальный предприниматель (ИП) и общество с ограниченной ответственностью (ООО).

Перед тем как зарегистрироваться нужно ознакомиться со всеми плюсами и минусами каждой формы. Например, самозанятый не может нанимать сотрудников, а индивидуальный предприниматель не подойдет, если планируете открыть бизнес с партнером.

На выбор формы также может влиять вид деятельности, так как для самозанятых и индивидуальных предпринимателей предусмотрен ограниченный список видов деятельности. Подробнее об этом можно прочитать тут и тут.

Например, сейчас активно развиваются социальные сети и востребованы такие профессии как интернет-маркетолог, копирайтер, таргетолог. Если вы работаете самостоятельно, то намного выгоднее открыть самозанятость: минимальные налоги и отчетность.

Возможно у вас небольшая бригада 2−3 человека, и вы делаете ремонт у других физических лиц, в этом случае подойдет форма индивидуального предпринимателя. Так как заказы не всегда стабильны, а расходы на содержание (бухгалтерские услуги, налоги, аренда и тд) ИП существенно ниже, чем на ООО.

  1. Выбор системы налогообложения

Для малого бизнеса предусмотрен выбор системы налогообложения: общеустановленная или упрощенная. В зависимости от вида деятельности для компании может быть выгодна как первая, так и вторая. Необходимо произвести расчеты и принять решения на их основе. (Подробнее об этом расскажем в следующей статье)

  1. Подготовка учредительных документов

В стандартный пакет учредительных документов для общества с ограниченной ответственностью входит устав и учредительный договор.

В уставе прописываются основные условия работы компании: виды деятельности, размер уставного фонда, права и обязанности участников общества.

В учредительном договоре прописываются условия совместной деятельности учредителей, распределение прибыли, входа и выхода учредителей.

В Законе «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» утверждены базовые положения устава и учредительного договора, отдельные договоренности и условия учредители могут внести в устав и учредительный договор самостоятельно.

Обратите внимание, что учредительные документы, как и уставной фонд, необходимы только в случае, если вы открываете общество с ограниченной ответственностью. Для самозанятых и индивидуальных предпринимателей учредительные документы и уставной фонд не предусмотрен.

  1. Получение юридического адреса

Обязательным условием для регистрации компании является юридический адрес в нежилом помещении. Юридический адрес — место фактического осуществления деятельности компании, которое указывается в учредительных документах.

Для самозанятых и индивидуальных предпринимателей юридическим адресом по умолчанию является адрес прописки.

Обратите внимание, что при смене юридического адреса компания обязана провести процедуру перерегистрации.

Именно поэтому до регистрации рекомендуем получить гарантийное письмо от арендодателя о предоставлении помещения в аренду.

Государственная регистрация

  1. Регистрация ИП и ООО

Пройти процедуру государственной регистрации можно офлайн в Центре государственных услуг любого района, а также онлайн на сайте госуслуг.

Для онлайн-регистрации нужно получить электронную цифровую подпись (ЭЦП). Ее также можно получить офлайн в Центре государственных услуг любого района, придя туда с паспортом и флешкой. Также ЭЦП можно получить онлайн на сайте E-imzo.


Читайте подробнее: Инструкция: как получить ЭЦП онлайн на e-imzo.uz


После получения ЭЦП и регистрации на сайте госуслуг вы можете запускать пошаговую процедуру регистрации. Она очень простая, есть текстовая инструкция.

Госпошлина по регистрации:

  • в офлайн-режиме для ИП и ООО — 1 БРВ (300 тыс. сумов на момент публикации)

  • онлайн — 90% от БРВ (270 тыс. сумов)

Регистрация самозанятых

Самозанятые лица регистрируются в органах государственной налоговой службы через мобильное приложение Soliq или персональный кабинет на сайте my.soliq.uz.

Государственная пошлина за регистрацию не взимается.

  1. Оформление первых документов

После регистрации компании необходимо оформить первые несколько документов:

  • получить печать юридического лица (для ИП и самозанятых она необязательна);

  • оформить на работу директора, то есть провести собрание учредителей, составить протокол, приказ на назначение директора (не нужно для ИП и самозанятых, так как они сами являются представителями своего бизнеса);.

  • открыть счет в банке.

Вы можете открыть счет в одном банке или нескольких, в национальной и иностранной валюте. При выборе банке обратите внимание на стоимость обслуживания, кредитную политику и общий уровень сервиса.

Все 7 шагов можно проделать в течение 1−2 дней.