Основатель компании Food Cost Group Алексей Овтин рассказал изданию DK.RU о наблюдениях в сфере общепита Центральной Азии.

Бизнесмен отметил, что на рынках Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана его консалтинговую компанию интересовал «другой опыт». Сейчас Food Cost Group также работает над запуском проектов российских рестораторов в дальнем зарубежье — ОАЭ, Индонезия.

Первым из отличий стран Центральной Азии от России Овтин считает маркетинг. В отличие от крупных российских городов, здесь ключевую роль в продвижении ресторанных проектов играет личная коммуникация с целевой аудиторией.

«В условном Ташкенте лидером мнений будет не местный ресторанный эксперт или блогер, а „таксист“, который везет туристов от аэропорта до гостиницы», — заметил Овтин.

Второе — культура потребления, в том числе общепита. Бизнесмен указал, что в центральноазиатских странах часто ходят в ресторан всей семьёй. Кроме того, здесь посещения ресторанов нередко считаются частью определённых важных событий.

При создании концепций, например, для Казахстана в компании Овтина отталкиваются от долгих времяпрепровождений в большой компании или семье. Это диктует проектирование зала, в котором должны быть предусмотрены несколько столов на 6 или даже 8 мест.

В то же время в крупных городах появляется тренд на концепции импульсного спроса в больших городах. Однако востребованные на российском рынке форматы кофеен, пекарен, стрит-фуд в силу культурных норм в Казахстане находят отражение в других направленностях.

Для Астаны, Алматы, Бишкека и Ташкента в основные тренды входят «корейский фаст-фуд, азиатские лапшичные правильно „упакованные“ концептуальные пекарни с самсой и лепешками, переходящие в „маркеты“», заметил Овтин.

Кроме того, он выделил запрос на национальную кухню в Центральной Азии — как в сфере стрит-фуда, так и в премиум-сегменте. По его словам, «любой крупный уважающий себя [ресторанный] проект» включает в меню местные традиционные блюда.

Наконец, в Казахстане по сравнению с другими странами легче найти сотрудников для общепита, в том числе топ-менеджеров. Овтин отметил роль как эмиграции, так и открытию новых сетей с российскими корнями — от корейских заведений с тематикой K-Pop до ресторатов «Тануки» от Bulldozer Group.

Ранее Spot писал, какие предприятия общепита Узбекистана уплатили больше всего налогов в 2022 году.