Министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков предложил поднять предельные цены на бензин и дизельное топливо, сообщает Zakon.kz.

Чиновник объяснил решение необходимостью сократить разрыв в ценах с соседними государствами и предотвратить риск дефицита топлива. Сейчас низкая стоимость стимулирует экспорт казахстанских нефтепродуктов и в частности их контрабанду.

Так, если в Казахстане дизель стоит 230−260 тенге ($0,51−0,57) за литр, то в России средняя цена выше на 45% — 345 тенге ($0,76). В Кыргызстане литр дизеля стоит более чем на 60% дороже по сравнению с Казахстаном (390 тенге или $0,86), в Узбекистане — вдвое дороже (480 тенге или $1,06).

«Казахстан своим дешевым топливом фактически субсидирует экономики других стран в ущерб собственным национальным интересам», — заявил Акчулаков.

По подсчётам министерства, маржа от перепродажи дизтоплива из Казахстана в зависимости страны составляет от 50% до 120%. Ежегодная прибыль от «серых» схем экспорта достигает $140 млн.

Раньше увеличение производства позволяло компенсировать активный вывоз топлива, отметил министр. Однако сейчас казахстанские НПЗ достигли предела производственных мощностей, из-за чего страна рискует столкнуться с «тотальным дефицитом топлива».

Для решения проблемы предлагается поднять розничную цену бензина АИ-92 и АИ-93 в среднем на 11%, дизтоплива — на 20%. Акчулаков считает этот ход одним из ключевых в борьбе с несанкционированным вывозом топлива через снижение его рентабельности.

«Когда цена поднимается, экономический эффект от использования „серых“ схем становится маленьким по сравнению с теми рисками, которым они (использующие такие схемы лица. — Прим. ред.) подвергаются», — приводит Zakon.kz слова чиновника.

Минэнерго планирует издать соответствующий приказ как можно скорее. Акчулаков заявил прессе, что повышение цен ожидается с 12 апреля.

Ранее Spot писал, что «КазТрансОйл» поставит 250 тысяч тонн российской нефти в Узбекистан.