С 1 июля товарно-транспортная накладная должна оформляться исключительно в электронной форме. В статье представлена пошаговая инструкция по оформлению ЭТТН, которая даст возможность с легкостью освоить нововведение.
С какого момента нужно использовать электронные накладные
Электронная товарно-транспортная накладная введена в обращение в соответствии с Постановлением Кабмина №673 от 21 декабря 2023 года. Согласно документу, всех крупных налогоплательщиков обязали перейти на оформление ЭТТН с первого апреля 2024 года, а для всех остальных организаций это стало обязательным с первого июля этого же года.
Порядок оформления ЭТТН
Постановлением Кабмина №673 утверждено положение, регламентирующее порядок оформления ЭТТН, согласно такой схеме:
- отправитель груза формирует ТТН в системе ЭДО, и подтверждает его своей ЭЦП;
- оператор ЭДО проверяет корректность составления документа, и присваивает ему уникальный ID и QR-код;
- лицо, отвечающее за доставку груза, также проверяет документ, подтверждает прием груза, и с помощью ЭЦП подтверждает передачу груза получателю;
- получатель груза проверяет электронную ТТН, и подтверждает получение ЭЦП. Либо отклоняет, но указывая причины.
Сотруднику, отвечающему за доставку тоже потребуется отдельная ЭЦП.
Оформление ЭТТН в Soliq-Servis — пошаговая инструкция
Оформление товарно-транспортной накладной в электронной форме доступно на сервисе soliq-servis, посредством платформы. Чтобы система распознала ЭЦП, в опциях E-imzo нужно выбрать «Режим разработчика».
Шаг 1. На главной странице нажимаем Создать и выбираем ТТН.
Шаг 2. Указываем номер и дату оформления ТТН. Также необходимо вписать дату, номер договора и путевого листа.
ЭТТН и ЭСФ оформляются параллельно — их даты должны быть идентичными.
Не стоит забывать выбрать «Тип перевозки» — от продавца до покупателя, или от склада до склада.
Шаг 3. Необходимо выбрать тип транспорта, указав госномер и модель — если есть прицеп, или полуприцеп, также нужно указать их данные.
Шаг 4. Необходимо заполнить ИНН заказчика и грузоотправителя.
Шаг 5. Заполнить поля адресов загрузочных станций и пунктов разгрузки.
Шаг 6. Добавить особые отметки и данные водителя.
Шаг 7. Заполнить сведения о товарах в табличной части, указав:
- порядковые №, названия;
- названия по ИКПУ, единицы измерения;
- количество, цены, вес, и прочее.
Шаг 8. Необходимо проверить введенные сведения, и подписать с помощью ЭЦП — контрагент, в свою очередь увидит документ в системе ЭДО.
Кнопка «Сохранить» даст возможность сохранить документ в качестве шаблона — актуально при постоянных взаимоотношениях с контрагентами.
Нужно учесть несколько нюансов:
- нельзя оформлять одну ЭТТН, доставляя груз на двух и более автомобилях — на каждый транспорт оформляется отдельный документ;
- даже если условиями договора предусмотрен самовывоз, ЭТТН нужно оформлять. Разница заключается в том, что получателем и перевозчиком является одно и тоже лицо. Если доставку осуществляет грузоотправитель, он же указывается как перевозчиком;
- ошибки в ЭТТН можно исправить до того момента, когда ее подпишет получатель.
Необходимо тщательно проверять документ перед подписанием и отправкой — перевозка грузов по неверно заполненной товарно-транспортной накладной, согласно ч. 2 и 6, ст. 223 Налогового кодекса, приравнивается к занижению или сокрытию налоговой базы и влечет штраф в размере 20 процентов от суммы недоимки. Также, это грозит должностному лицу штрафным взысканием в размере 10 базовых расчетных величин (БРВ).
Когда допускается использование бумажных ТТН
Бумажный вариант ТТН можно использовать только в двух случаях:
- если произошел технический сбой — отключение электричества, сбой в работе интернета, либо ЭДО;
Технический сбой должен быть подтвержден оператором ЭДО. После устранения проблемы, по условиям прил. 3 к ПКМ №249, необходимо в пятидневный срок оформить ЭТТН датой, указанной в бумажном варианте.
- когда грузоперевозка имеет отношение к гостайне.
Как оформить ЭТТН в didox
Шаг 1. Необходимо войти в систему и нажать на желтую иконку «Создать». Необходимо выбрать тип документа: ТТН (новый).
Шаг 2. Из списка нужно выбрать тип ЭТТН в зависимости от ситуации:
- «Стандартный» — для оформления новой ЭТТН;
- «Дополнительный» — если в поставке произошли изменения или требуются дополнения;
- «Исправленный» — для исправления ошибок в уже выставленной ЭТТН.
Шаг 3. Необходимо выбрать «Тип перевозки» — например, от склада до покупателя, или от склада до склада.
- в первом случае указываются ИНН обеих сторон;
- во втором — система самостоятельно впишет ваш ИНН в строки грузоотправителя, клиента и получателя.
Шаг 4. Необходимо указать номер и дату оформления ТТН и контракта, на основании которого отправляется груз.
ЭТТН и ЭСФ оформляются параллельно — их даты должны быть идентичными.
Шаг 5. Необходимо заполнить ИНН экспедитора, клиента, перевозчика, заказчика.
- первый — оказывает услуги транспортировки;
- второй — оплачивает данные услуги;
- третий — доставляет груз;
- четвертый — тот, кто обратился за транспортировочными услугами.
Шаг 6. Нужно выбрать тип транспорта, указав госномер и модель — если есть прицеп, или полуприцеп, также указать их данные;
Шаг 7. В пункте «Ответственное лицо доставляющее груз» нужно указать ПИНФЛ того, кто будет принимать, отслеживать, и выдавать груз.
Как правило, указывается ПИНФЛ водителя. Если он также является ответственным за перевозку груза, отметьте одноименный пункт, и система заполнит данные сама.
Шаг 8. Нужно заполнить поля адресов погрузки и доставки, указать ответственных лиц отправителя и получателя. Также заполнить данные доверенности.
Шаг 9. Необходимо указать расстояние от места погрузки до места получения и стоимость транспортировки — указание стоимости 1 км позволит системе сделать расчет самостоятельно.
Шаг 10. Необходимо заполнить сведения о товарах в табличной части, указав:
- порядковые номера, названия;
- названия по ИКПУ, единицы измерения;
- количество, цены, вес, и прочее.
Шаг 11. Необходимо проверить введенные сведения, и подписать с помощью ЭЦП — контрагент, в свою очередь увидит документ в системе ЭДО.
Кнопка «Сохранить» даст возможность сохранить документ в качестве шаблона — актуально при постоянных взаимоотношениях с контрагентами.
Больше практических инструкций, решений и образцов документов можно найти на бухгалтерском портале BSS.UZ.
На правах рекламы.