В Узбекистане принято постановление, в соответствии с которым предусмотрено привлечение в страну низкобюджетных авиакомпаний. Разбираемся, что это такое и какая от них может быть польза Узбекистану.

01

Что такое лоукостеры?

Низкобюджетная авиакомпания (лоукостер, дискаунтер) — авиакомпания с низкой структурой эксплуатационных расходов. Проще говоря, это авиаперевозчик, который может позволить себе продавать билеты по низким ценам за счет ряда факторов.

02

Правда, что у лоукостеров дешевые билеты?

Правда. Лоукостеры обычно используют небольшие самолеты с одним пассажирским классом, базируются в отдаленных аэропортах, предлагают максимум платных услуг на борту (питание, выбор места и так далее), продают билеты исключительно через свой сайт (не платят комиссии агентам и посредникам), летают в небольшие города, которые неинтересны крупным авиакомпаниям (и получают за это дотации от местных властей). Помимо этого, лоукостеры выбирают максимально «дешевое» время полетов (ранним утром или посреди ночи), чтобы меньше платить аэропортам, летают по принципу «из пункта, А в пункт Б» без пересадок и хабов, выполняют в течение дня несколько рейсов, сотрудники объединяют несколько разных обязанностей (один и тот же человек может заниматься уборкой самолета, регистрацией пассажиров и их обслуживанием на борту). Все это позволяет устанавливать низкие цены.

03

Насколько они дешевле?

В два-три раза. К примеру, на момент публикации по данным Aviasales.ru билет на 27 января по маршруту «Москва — Милан» авиакомпании Utair стоит 10 500 рублей (1 515 390 сумов), а лоукостер «Победа» летает за 4 000 рублей (577 290 сумов).

04

Зачем тогда летать другими компаниями, когда есть лоукостеры?

Лоукостеры не совсем удобны. Их можно сравнить с «маршрутками» — минимум комфорта, зато можно быстро и просто добраться туда, куда надо. Лоукостеры редко летают на дальние расстояния; они базируются в аэропортах, которые расположены далеко от города (например, лоукостер Wizz Air летает в аэропорт Бове, от которого до Парижа 70 км. При этом компания позиционирует эти рейсы как до Парижа).

05

В Центральной Азии есть лоукостеры?

Есть. К примеру, кыргызстанская компания Air Manas, 49% акций которой принадлежат турецкому лоукостеру Pegasus Airlines, а другие 51% — частным лицам. В Казахстан летает венгерская Wizz Air.

07

Что изменится с их приходом в Узбекистан?

Формально один лоукостер уже летает в Узбекистан — вышеупомянутый Air Manas, но в данном случае идет речь про авиакомпании, которые совершают рейсы в те страны, куда ездят трудовые мигранты Узбекистана. Постановление, помимо прочего, направлено на недопущение впредь чрезвычайных случаев вроде возгорания автобуса в Актюбинской области Казахстана, когда погибло и пострадало 55 граждан Узбекистана. Соответственно, можно ожидать, что появятся недорогие авиабилеты в Россию.

08

Кто тогда будет летать рейсами «Узбекистон хаво йуллари»?

Лоукостеры, как было сказано выше, редко напрямую конкурируют с крупными авиакомпаниями. Как правило, у них своя ниша и своя аудитория. Несмотря на огромное количество лоукостеров в Европе, крупные авиакомпании как продолжали работать, так и работают.