В Узбекистане пересмотрят ограничения по рекламе вина. Это предусмотрено Постановлением Президента Шавката Мирзиёева «О мерах по коренному совершенствованию винодельческой отрасли и реализации алкогольной продукции». Реклама алкоголя, включая вино, полностью запрещена с 2010 года.

Кроме того, с 1 января 2019 года отменяется лицензирование деятельности по производству натуральных виноградных вин, выработанных из сырья собственных виноградных плантаций. Такие вина теперь относятся не к алкогольной продукции, а сельскохозяйственной.

Ранее Spot писал, что в Узбекистане обсуждается возможность вновь разрешить рекламу пива.

Spot поговорил с профессионалами рекламного рынка и узнал, что они думают о планируемых изменениях и какой, по их мнению, должна быть реклама алкоголя.

Саша Иванюженко

Креативный директор рекламного агентства Scalaris Media, журналист

Закон о рекламе since 1998 не просто уже устарел, а перестал защищать потребителей. В глобальном мире без границ доступ есть к любой информации, и платежеспособная часть населения прекрасно ее черпает из открытых источников. Если хоть один алкоголик принял решение бросить пить после того как по распоряжению службы мониторинга Лилия Николенко убрала со своего сайта рецепты с мусалласом, то я кланяюсь этому закону.

На тотальных запретах, без доли гибкости, еще никогда и ничего хорошего не выросло. Разумеется, ограничивать рекламу алкогольной продукции и табака необходимо, но надо знать, где, когда, с каким месседжем и почему. Я против их баннеров с прямыми призывами. Но не против рекламы в питейных ночных заведениях, где их изначально не увидит аудитория, для которой это не предназначено. Время на телевидении, когда остаются только те, чью психику уже ничем не сломать.

Сейчас у нас даже на фартук официанта нельзя нанести лого алкогольной компании. Логотипы не решают ничего. Никто не начал пить и курить, случайно увидев логотип.

Как рекламщику мне бы хотелось увидеть социальную ответственность этих компаний, почему мы в этом должны их ограничивать? На Западе алкогольные и табачные компании благодаря длинному списку ограничений создают шедевры. Jameson Cult Film Club — закрытый, уникальный элитный клуб, о котором знает весь мир. Бренды создают видеоновеллы, общечеловеческие, о жизни, и книгах, о любви. Читают стихи Бернса. Всё, что есть из рекламы в видеоряде — лого. Дайте им эту возможность.

Стоит убрать запреты, которые уже ничего не решают, и подумать над другими угрозами и проблемами: использование для рекламных посланий персональных данных без разрешения пользователя, ответственность компаний за свои рекламные цифровые продукты, за конкурсы в сети, в которых никто не выигрывает, навязчивая реклама, управляемый негатив.

Денис Алещенко

Основатель и руководитель креативного агентства «Безлого»

Прежде всего, надо понимать, что любой закон — это инструмент для решения определенной задачи. У каждой отрасли есть текущее состояние, которое в корне не устраивает участников процесса. Также идет разговор о смягчении запрета, но не о полном карт-бланше. В каждой отрасли — свои проблемы и задачи.

Винодельческая отрасль, какой она была раньше, за последние 30 лет практически исчезла. Наши натуральные вина славились далеко за пределами Узбекистана. Сейчас же стоит вопрос по возрождению этого статуса. Участники освобождаются от уплаты таможенных платежей за ввозимое сырье. Появляется возможность реализовывать продукцию в дегустационных зонах.

Если коротко, то создается прецедент для того, чтобы предприниматели и фермеры всерьез задумались об этом виде деятельности, это минимум, необходимый для получения инвестиций, без которых отрасль не возродить. Также есть пересечение с другим не менее важным проектом — по развитию туризма в стране.

По пиву все гораздо сложнее. Мировой тренд снижения потребления пива идет уже 20 лет. И затронул он не только нас, но и все основные страны-производители пива. Общество переходит к здоровому образу жизни. Сейчас невозможно представить потребление пива среди рабочей недели, не говоря уже об обеденных застольях.

Главным фактором послужило строгое регулирование со стороны государств. Вследствие чего увеличилось потребление питьевой воды и возник новый продукт — безалкогольное пиво, через который и рекламировалась отрасль. У каждого бренда была своя ветвь безалкогольных напитков.

В Узбекистане также идет снижение и по другим причинам. Помимо того, что молодежь не принимает этот напиток, сокращается и потребительская корзина основных почитателей, из которой пиво выпадает. Основной фактор сокращения — снижение доходов у целевой аудитории этого продукта. Люди переходят на более крепкие напитки, которые нигде не рекламируются, но о них и так всё известно. Без рекламы мода на потребление пива прошла. Нужно ли это опять возрождать? На этот вопрос должны ответить сами люди. Неизвестно, поможет ли это сократить употребление крепких напитков.

Нужно прежде всего понять стратегию развития нашего общества, которую планирует государство. Не стоит забывать, что по планам к 2019 будет построен огромный завод с возможностью производства 30 млн гектолитров в год.

В Узбекистане потребление пива держится примерно на уровне 3,5−4 литров в год на душу населения. Если к этому приплюсовать текущие показатели производителей, то возникает очевидный вопрос: кто будет потреблять такое количество пива? Экспорт? В нашем регионе у нас самый высокий рейтинг потребления. В соседнем Казахстане очень сильная конкуренция среди пивных гигантов. В России свои игроки, и там, кстати, потребление с каждым годом сокращается.

Разрешение рекламы вина и безалкогольного пива привнесет дополнительные бюджеты в рекламную отрасль, которые, скорее всего, пойдут на классические каналы рекламы. Это несильно повлияет на развитие рекламной отрасли в целом, так как бюджеты и регламенты будут ограничены.

Объем рынка с построением нового завода не увеличится. Внушать людям, что пить пиво — модно, очень дорого и может не оправдать ожиданий. Без проведения регионального исследования и написания единой стратегии дальнейшее развитие отрасли под большим вопросом. Мировые гиганты и так знают о развитии дел и, скорее всего, их тактика будет проста: покупать текущих игроков и затем уже трансформировать их в свои бренды. В этом случае будут другие бюджеты, другой уровень компетенций, и тогда уже можно будет сказать о развитии отрасли, но смене игроков. В этом случае можно понять затею с разрешением рекламы пива.

Шухрат Ахмеджанов

Основатель и руководитель рекламного агентства 8Bit

Я работаю на рекламном рынке давно и помню те времена, когда запрет на рекламу алкоголя еще не действовал. Мы и сами делали рекламу итальянских вин.

Сейчас рекламные агентства уже забыли, что такое создавать рекламу алкогольной продукции, так как привыкли продвигать другие товары и услуги.

Думаю, следует снять запрет на рекламу вина и разрешить рекламу безалкогольного пива. Это принесет пользу всем участникам рынка.

Рекламные агентства получат дополнительные объемы, винодельческая индустрия страны тоже получит развитие. Кстати, есть мнение, что бокал вина раз в неделю полезен для здоровья. А вот рекламу табачных изделий разрешать лучше не стоит.

Ранее Spot писал, что в Узбекистане начнут развивать винный туризм. Также в Узбекистан будут привлекаться ведущие грузинские эксперты по виноделию.