От механизации сельского хозяйства в индустрию развлечений

По образованию я механизатор, окончил Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства. Моим первым местом работы был завод «Хлопмаш». Там я прошел долгий путь от простого токаря до мастера.

Потом завод закрыли, я работал на ТТЗ, ТашГРЭС, накопил знания и опыт. Меня пригласили в одно из рыбных хозяйств Ташкента проектировать лодку для кошения камыша. Я создал опытный образец стоимостью 16 миллионов сумов, заказчику проект понравился, и он дал добро на создание еще четырех лодок.

Тогда же возникла идея открыть собственное дело. Вложил гонорар за создание лодок, плюс уже были кое-какие накопления, и в 2010 году открыл Biznes Mash Konstruktor.

У меня и в мыслях не было заниматься сборкой аттракционов, первым заказом был барабан для очистки рыбы от чешуи. Но вскоре к нам обратился владелец аттракциона, у которого сломался механический вал. Оказалось, что для нас в этой задаче нет ничего сложного.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Созданный нами вал превосходно работал, а так как владельцы аттракционов охотно делятся друг с другом информацией, то скоро мы стали получать заказы на ремонт.

Первым аттракционом, который мы создали, была летающая тарелка. Заказчику наша работа понравилась. Так проектирование аттракционов стало нашим основным направлением, мы с братом Дильшодом занимаемся этим уже восемь лет, а не так давно начали производить детские площадки.

Сколько стоит аттракцион?

Аттракцион — дорогое удовольствие, стоимость некоторых заказов доходит до 2 миллиардов сумов. Если мы берем такой крупный заказ, то работаем только над ним, чтобы не распылять ресурсы. Параллельно можем взять разве что несколько мелких заказов.

У нас 15 сотрудников в штате, но на время выполнения крупных заказов нанимаем еще около 25 дополнительных работников. Бывает, делаем небольшие заказы на 5 миллионов сумов — зато работаем круглый год, производство не стоит. В прошлом году мы выпустили 10 крупных аттракционов.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Аттракционы в Узбекистан привозят в основном из Китая и Чехии. Средняя стоимость чешского аттракциона — 200 тысяч долларов. Прибавьте сюда расходы на транспортировку, покупку запасных частей, оплату труда специалистов, которые будут его собирать и устанавливать. А мы можем спроектировать и установить аналогичный аттракцион за 35 миллионов сумов.

Мы изготовили и запустили в производство такие типы крупногабаритных аттракционов, как Big Pendulum (это что-то вроде большой вертушки), Space Travel, который крутится вокруг своей оси, «Большая цепочка» и другие. Для детей младшего возраста — карусели в виде кофейных чашек, самолетиков (Self-control Plane) и различные варианты качелей.

Нельзя сказать, что какой-то вид аттракционов пользуется большей популярностью, каждый заказчик выбирает свое. Наши аттракционы стоят в Джизаке, Гулистане и других крупных областных центрах, в Кашкадарьинской, Сурхандарьинской областях. В Ташкенте мы сотрудничаем с парком Anhor Lokomotiv, предоставляем им техническую поддержку.

В основном наши клиенты — частные лица, но последний заказ на пять аттракционов для установки в Гулистане был от государства.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Как создаются аттракционы

Особенности ввода аттракциона в эксплуатацию зависят от его габаритов и сложности сборки. Обычно заказчики предлагают нам варианты, которые увидели в интернете. Мы готовим чертеж, проектируем аттракцион и собираем. Первый заказ для нового клиента всегда делаем со скидкой.

Создание прототипа — процесс сложный. В интернете мы берем технические характеристики, рассчитываем, как будет работать механизм, создаем полный чертеж аттракциона и его механизмов, после чего покупаем материалы.

Большая часть материалов закупается на территории Узбекистана — металлические профили, металл, редукторы. Металлические трубы закупаем у Ташкентского трубного завода. Для покраски используем автомобильные краски, раньше использовали масляные.

Работаем мы на фрезеровочных и токарных станках советского производства. Приходится учитывать, что некоторые импортные комплектующие не подходят под наши станки. Поэтому стараемся использовать комплектующие нашего производства или из ближнего зарубежья.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

В Китае мы закупаем инверторы и некоторые типы редукторов, часто про запас. Из-за этого случались накладки: например, когда фирма, которая привозила комплектующие из Китая в Узбекистан, закрылась, а мы уже оформили на нее доставку материалов.

В среднем на сборку небольшого аттракциона уходит 15 дней. С готовых аттракционов мы снимаем гипсовый слепок, который помогает нам при сборке серийных аттракционов. Когда есть готовый чертеж и понимание, как сделать аттракцион, работа продвигается намного быстрее.

Как проверяется безопасность

Для экстремальных аттракционов мы устанавливаем три или четыре степени защиты, чтобы обеспечить максимальную безопасность для посетителей. Помимо стандартного комплекта ремней безопасности, включаем запасной комплект, верхний зажим и задний ремень, который не дает посетителю упасть.

Перед запуском аттракциона мы вызываем сотрудника «Промтехнадзора», который проверяет, соответствует ли наш агрегат всем техническим требованиям, после чего выдает разрешение на эксплуатацию.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Мы монтируем агрегат на территории заказчика, проводим инструктаж с персоналом и владельцем, объясняем, как им пользоваться, сколько людей нужно для обслуживания и как себя вести в экстренных ситуациях.

С точки зрения безопасности мы также выгодно отличаемся от китайских производителей. Ведь аттракцион — не конструктор «Сделай сам», есть риск, что после сборки он не запустится. Иногда сборщики используют болты меньшего размера, чем нужно, а это создает опасность для посетителей.

Даже если аттракцион собран правильно, никто не может гарантировать стабильную работу в течение долгого времени, а на поиск и доставку запчастей уходят время и деньги. А теперь представьте, что всё это происходит летом, в пиковый сезон для владельцев аттракционов.

Часто возникают жалобы на китайские аттракционы, у которых из строя выходит частотник, отвечающий за подачу тока. Все эти мелочи могут стать головной болью для владельца. Не исключайте и того, что гарантия может оказаться просто бумажкой, и производитель не захочет решать вашу проблему.

Мы же не только делаем аттракционы под ключ, но и в дальнейшем можем консультировать и решать технические проблемы.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Второе направление: детские площадки

Один из наших заказчиков решил поставить у себя во дворе детскую площадку. И обратился за помощью к нам.

Это направление смежно с нашим основным, поэтому мы взялись за работу. Дальше — больше. У нас возникла проблема с доставкой комплектующих из пластмассы. Их мы заказывали у сторонних производителей, и поставки не всегда приходили вовремя. Бывали случаи, когда мы выполняли основную часть работы, но не могли закончить объект, потому что ждали, когда привезут пластмассовые детали.

Тогда решили открыть свой цех по производству пластмассовых комплектующих. Было очень сложно найти хорошего специалиста для этого направления, но в итоге всё получилось — и в 2015 году запустились.

Один из последних наших проектов в этом направлении — шесть комплектов детских площадок для Чиланзарского хокимията. Инициативу спонсировала мобильная компания UMS. Также собирали детские площадки для новостроек на массиве Сергели.

Стоимость стандартного комплекта — 15 миллионов сумов. Продаем и отдельные части детских площадок, они стоят от 200 тысяч сумов до 2 миллионов.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Кадровый голод и мечта о роботах на производстве

Из насущных проблем: хочется обзавестисть собственной территорией — работа в арендном помещении напоминает жизнь в чужом доме. Кто знает, может, арендодатель передумает и попросит освободить территорию. А наше производство нельзя просто взять и перевезти, да и клиенты привыкли к этому месту.

Еще одна сложность — нехватка кадров. Не хватает квалифицированных сварщиков, токарей, тех, кто может собрать по чертежам собрать деталь. У нас 65-летний чертежник, очень опытный. Пробовали нанимать дополнительных специалистов, тестировали кандидатов, но, признаться, даже я черчу лучше, чем они.

Человеческий фактор зачастую решает многое в нашем деле. Раньше скептически относился к роботам на производстве, но теперь понимаю, что они дают возможность быстро и вовремя выполнить поставленную задачу.

Самое главное для нас — безопасность нашей продукции. Мы постоянно стремимся улучшать качество и работаем над собой. Я горд, что инвестировал в дело самое важное — свои умения и накопленный опыт.