От учителя до владельца крупной компании

Я этнический немец, родился в Ташкентской области. Так что для меня Узбекистан — большая Родина. По образованию я инженер-строитель, окончил Целиноградский инженерно-строительный институт. До развала СССР был учителем, преподавал физику, черчение и трудовое воспитание в школе.

После обретения Узбекистаном независимости изменилась структура общества. Началось активное развитие предпринимательства. Социальные направленности, которые были приоритетными во времена СССР, теряли свою актуальность.

В 1991 году я с семьей переехал в Германию, и по сей день это мое постоянное место жительства, хотя провожу очень много времени в Центральной Азии — часто летаю в деловые поездки.

Почти сразу после переезда я начал работать в крупной компании Heinrich Glaeser («Генрих Глейзер»). Предприятие старинное, основано в 1888 году. Я представлял его интересы в Узбекистане и других странах Центральной Азии. Тогда мы в основном производили текстиль, перерабатывали хлопок и химические волокна. В ЦА распространяли продукцию и закупали для отправки в Германию хлопковое волокно, отходы хлопка и другое сырье.

В 1997 году я стал совладельцем, а в 2000-м — единственным владельцем компании и переименовал ее в Steinert Industries GmbH.


Фото: Екатерина Запитецкая / Spot

Почему Узбекистан и почему хлеб?

Работать на рынке Узбекистана было моим личным решением. Я понимал, что реализовать в полной мере свои возможности и способности я смогу именно здесь. В Германии я, возможно, мог стать неплохим инженером-строителем. Но меня такая перспектива не устраивала.

В Узбекистане в Steinert Industries GmbH работает около 600 человек. Сейчас у нас несколько проектов здесь: комплекс по промышленной переработке стекла, производство керамического лицевого кирпича и листового стекла. Последний проект, ИП ООО «Стеклогарант», создан для обеспечения внутреннего рынка. Листовое стекло мы производим в Кыргызстане, затем его используют для остекления фасадов и изготовления различных изделий.

Идея заняться пекарным производством пришла абсолютно спонтанно. Мы искали площадку под производство строительных материалов и решили купить обанкротившийся Халкабадский хлебный завод в Янгиюле.

Но глубже изучив вопрос, мы поняли, что профильные специалисты завода могут остаться без работы. Поэтому решили сохранить то производство, которое существовало с середины 50-х годов прошлого века: завод обеспечивал Янгиюль хлебной продукцией.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Мы полностью реконструировали завод, обновили технологический парк и в 2007 году приступили к производству хлеба. Часть рецептуры переняли от традиций немецкого хлебопечения, что-то разработали самостоятельно. И, конечно, адаптировали продукт к местному рынку.

«Вкусный хлеб» — это не самый наш значительный проект. Вложено было в него чуть более 1,5 млн евро, включая расходы на строительные работы.

Город хлебный

Изначально мы ориентировались на собственный сегмент. Мы не ставили задачу конкурировать с владельцами маленьких домашних пекарен, где пекут вкусные тандырные лепешки. У нас совсем иное направление — мы выпускаем более 70 видов хлебобулочных изделий: пшеничный, ржаной, комбинированный хлеб, круассаны, штрудели, линцеры, пирожные и другую сладкую выпечку.

Наш хлеб достаточно быстро стал популярен. Были периоды, когда количество магазинов достигало сотни.

Сейчас у нас 24 магазина по Ташкенту. Их количество меняется в зависимости от покупательского спроса.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Ташкент — город хлебный, так что места на этом рынке хватит всем. Производится всегда ровно столько, сколько потребляется. Правила бизнеса определяются в первую очередь спросом.

Собственных точек у нас всего четыре. Самым успешным можно назвать магазин на улице Садыка Азимова. Остальные — это дилерские соглашения с предпринимателями, которые продают наш хлеб на своей территории.

К дилерам мы предъявляем несколько четких требований. Во-первых, они должны продавать только нашу продукцию. Мы, в свою очередь, идем навстречу: например, принимаем обратно продукцию, которую продать не удалось. Во-вторых, для нас важны культура работы и этика продаж.

Маржинальность этого бизнеса немного ниже среднего. Прибыль мы получили уже в первый год, но если говорить об окупаемости, то это более долгий путь. В какой-то мере этот процесс длится по сей день.

Бизнес в начале пути и сейчас

Мы закупаем белую муку в Казахстане, ржаную — в Белоруссии и России. Раньше сложность состояла в том, что мука, которая закупалась за рубежом, облагалась акцизным налогом.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Впоследствии он был снижен, а затем и вовсе отменен. Благодаря этому себестоимость продукции снизилась, вести дела стало проще.

Наш потребительский сегмент до отмены акциза оставался очень узким. Далеко не каждый любитель вкусного хлеба мог позволить себе купить что-то в наших магазинах.

Сейчас многие процессы упростили. Введение свободной конвертации иностранной валюты также значительно облегчило и удешевило ведение бизнеса.

Прозрачность государственной политики необходима, так как любому предпринимателю важно понимать, как вести дела: как потратить деньги, чтобы вернуть их, желательно с прибылью.

О принципах компании и планах на будущее

Как я уже говорил, производство хлеба — это не главный наш бизнес. В основном мы сосредоточены на рынке строительных материалов. Так как по образованию я строитель, эта сфера мне по душе. Поэтому расти мы хотим именно в этом направлении и всегда открыты для предложений сотрудничества.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

«Вкусный хлеб» — малое предприятие и, скорее всего, таким и останется. Для малых предприятий есть ограничение по количественному составу: должно быть не более 100 сотрудников. Сейчас у нас работает 76 человек.

Но мы готовы наращивать мощности и значительно увеличивать объемы производства. Сегодня они невелики: не более 3 тонн в сутки.

Есть два пути ведения бизнеса: либо удешевлять продукцию за счет снижения качества, либо улучшать качество за счет увеличения спроса.

Мы можем пойти только вторым путем, так как у нас нет цели заработать деньги любым способом. У нас есть определенная категория лояльных потребителей, которые купят наш хлеб, сколько бы он ни стоил. И мы не хотим разочаровывать нашего покупателя.

Хотелось бы, чтобы население страны становилось богаче, тогда и наш хлеб станет более доступным.