О том, что мешает компаниям Узбекистана развивать торговое и инвестиционное сотрудничество со странами Евросоюза и как это исправить, рассказали руководитель Узбекско-Германского торгового дома Сардор Акобиров и его советники Сирожиддин Зайнутдинов и Мирослав Тренчевски.
Сардор Акобиров
Руководитель Узбекско-Германского торгового дома, член экспертного совета Buyuk Kelajak
Что мешает реализовать потенциал торговли между Узбекистаном и ЕС?
По итогам 2017 года товарооборот Узбекистана со странами ЕС составил 2,5 млрд долларов, из них экспорт составил 420,7 млн долларов. Товарооборот между Узбекистаном с Германией в 2016 году — 520 млн долларов. Общий объем двустороннего финансового и технического сотрудничества — почти 330 млн евро.
Эти цифры могут быть намного больше — страны обладают огромным потенциалом для увеличения взаимного торгового оборота.
В Узбекистане больше 110 предприятий с участием германских инвесторов. Узбекистан экспортирует в Германию плодоовощную продукцию, хлопковое волокно, ткани, продукцию неорганической химии, медные изделия и другие товары. Экспорт можно значительно расширить и увеличить, но этому мешает ряд факторов:
- Узбекистан пользуется базовой генеральной системой преференций (GSP), согласно которой может экспортировать в ЕС 3000 видов товаров без таможенных пошлин и 3200 позиций — по сниженным ставкам. Если страна получит односторонние тарифные льготы в рамках GSP+, то сможет ввозить более 6200 товаров без пошлин, что будет положительным и конкурентоспособным фактором для вхождения на рынок ЕС.
- Юридические, таможенные и другие разрешительные барьеры между компаниями Узбекистана и Германии.
- Нет коммерческих платформ, нацеленных на активную работу с европейским и узбекским бизнесом по увеличению потенциала сотрудничества.
Первый пункт относится к компетенции государства и в данном направлении уже имеются положительные сдвиги и определена дорожная карта.
Два других пункта как раз будет решать Узбекско-Германский торговый дом, который открывает компания ONS Frankfurt GmbH (Германия) при поддержке Торгово-промышленной палаты Узбекистана и посольства РУз в ФРГ.
Проект должен стать коммерческой платформой для экспортно-импортных операций между компаниями Узбекистана и Евросоюза (продвигать как европейских производителей в Узбекистан, так и узбекских производителей в страны ЕС), а также для привлечения европейских инвесторов и инновационных технологий в экономику Узбекистана.
Франкфурт-на-Майне. Фото: «Викигид»
Какие направления в приоритете?
- Экспорт продукции Узбекистана в страны ЕС. В основном это сельскохозяйственная, текстильная и алкогольная продукция, а также фармацевтика и минеральные ресурсы.
- Импорт оборудования и передовых технологий стран ЕС в Узбекистан с обеспечением комплексного сопровождения: поиск оборудования, контрактация, инспекция производства, логистика, страхование, таможенное сопровождение, пуско-наладка, гарантийное и постгарантийное обслуживание, организация обучения, финансирование проекта с привлечением финансовых учреждений. Высокоточные и высокопроизводительные технологии европейских стран, в особенности Германии, остаются вне конкуренции и при правильном и умелом использовании быстро окупаются.
- Привлечение европейских инвестиций в экономику Узбекистана. Поставлена задача генерировать инвестиционные проекты (до 20 млн евро) и проводить road show для европейских инвесторов.
Анализ рынка Узбекистана показывает, что большинство компаний, оказывающих услуги по импорту оборудования и технологий из стран ЕС, имеют отраслевую специфику. Не хватает комплексного подхода и охвата широкого спектра отраслей.
В то же время Узбекистане почти нет компаний, предлагающих услуги по экспорту продукции в страны ЕС, не считая государственных ведомств. Есть несколько успешных коммерческих компаний, но они в основном охватывают рынок СНГ.
По итогам предварительных переговоров с торговыми сетями и торговыми компаниями-импортерами стран ЕС, перспективы есть в следующих направлениях: сельскохозяйственная продукция (сухофрукты, свежие фрукты, зернобобовые растения и другие), алкогольная продукция (водка, коньяк, винный и коньячный концентрат), фармацевтика (сырье-полуфабрикаты: горные растения, змеиный яд, корень солодки и др.), минеральные ресурсы и текстиль.
Конечно, не стоит питать иллюзий, что нас ждут в странах Евросоюза. Рынок ЕС чрезвычайно конкурентный и предъявляет высокие требования по импорту продукции, в том числе по сертификации и другим регламентам. Поэтому для работы в этом направлении требуется не просто торговый посредник и консультант: значительным подспорьем будет то, что торговый дом возьмет на себя соответствующие издержки, которые не всегда готовы нести хозяйствующие субъекты Узбекистана.
Фото: Тимофей Каспаров / «Газета.uz»
Инвестиции из ЕС: кто целевые партнеры?
В рамках привлечения европейских компаний в инвестиционные проекты в Узбекистане мы считаем целесообразным ориентироваться на проекты государственной программы импортозамещения. Кроме того, есть ряд проектов, наработанных нашей командой, с рентабельностью капитала от 30% годовых.
По нашему видению, целевая аудитория инвесторов в ЕС выражена следующими группами:
- институциональные инвесторы, которые взаимодействуют в основном с государственными учреждениями страны-реципиента, не контактируя напрямую конечными пользователями;
- европейские компании из числа крупного бизнеса (MAN, Knauf, Volkswagen и другие), чьи человеческие, финансовые и аналитические ресурсы позволяют напрямую выходить на интересующий их рынок;
- инвесторы, имеющие исторические корни с Узбекистаном, которые обладают компетенциями понимания рынка, формирования команды, привлечения финансирования и реализации проекта с учетом локальных особенностей;
- европейский средний бизнес с годовым оборотом до 100 млн евро — проактивный, мобильный и нацеленный на рост рынка сбыта.
Мы делаем ставку на работу с европейским средним бизнесом.
Бизнесу сложно самостоятельно выходить на мировые рынки и побеждать в глобальной конкуренции. Необходима система содействия продвижению интересов и проектов на международной арене, а государство часто обременено правилами международной дипломатии в развитии отношений и политическими вопросами.
Поэтому и возникла идея создать торговый дом, который будет способствовать развитию внешней торговли и создаст площадку, на которой европейские бизнесмены будут знакомиться с возможностями для инвесторов, созданными в Узбекистане.
Сирожиддин Зайнутдинов
Советник руководителя Узбекско-Германского торгового дома" по развитию бизнеса с ЕС, заместитель генерального директора по внутреннему аудиту АО «Группа Илим» (Россия), член экспертного совета Buyuk Kelajak
Узбекистан обладает привлекательным инвестиционным потенциалом с учетом особого географического расположения и наличия богатых природных ресурсов.
Привлечению зарубежных инвестиций и реализации бизнес-проекта предшествует прединвестиционная фаза проекта (концепция, глубокий маркетинг, ТЭО), которая в настоящий момент не всегда отвечает международным стандартам и требованиям. Узбекско-Германский торговый дом планирует восполнить данный пробел в рамках работы отдела привлечения инвестиций.
Мирослав Тренчевски
Советник руководителя Узбекско-Германского торгового дома по экспорту в страны ЕС
Я убежден в огромном экспортном потенциале сельскохозяйственной продукции Узбекистана, конкурентной на международном рынке по цене и качеству.
Ранее я возглавлял Санкт-Петербургский международный офис государственного агентства по привлечению инвестиций и продвижению экспорта Invest in Macedonia при правительстве Македонии, нам удалось за два года нарастить экспорт сельскохозяйственной продукции Македонии в РФ в объеме нескольких десятков миллионов евро, работая с крупными российскими торговыми сетями и импортными торговыми компаниями.
Отмечу, что я остро ощущал конкурентоспособность узбекской сельскохозяйственной продукции на рынке РФ, она не уступает европейским аналогам.
Ранее Spot писал, что предприниматели из Узбекистана могут принять участие в международной конференции в рамках программы немецкого Фонда Вестрвелле «Молодые учредители» в Германии.