Ассоциация электронной коммерции Узбекистана была создана в феврале. Тогда сообщалось, что ее основными целями будут разработка проектов и программ, направленных на улучшение климата; повышение правовой и экономической грамотности представителей бизнеса и населения, помощь предпринимателям в разработке и внедрении новых продуктов.

23 июня в Ташкенте прошла первая встреча ассоциации. Spot собрал основные тезисы из выступления председателя ассоциации Музаффара Аъзамова:

Что сейчас

Миссия ассоциации — создать возможности каждому покупать и продавать в режиме онлайн качественные товары и услуги в любое время и в удобном ему месте.

Потенциал рынка: 1,2 млрд долларов. Сюда входит сфера услуг, сфера товаров, доставка.

Рынок растет: Сейчас через электронную коммерцию проходит 663,5 млрд сумов, рост, по сравнению с 2017 годом, составил 30%. Люди постепенно переходит на безналичные расчеты и надо этим пользоваться.

Доля электронной коммерции в Узбекистане — меньше 1%. Тем роста составляет 30%.

Сильная сторона рынка — рост населения (более 30 млн населения), рост проникновения смартфонов, рост городского населения, развития логистика (в Узбекистане доставляют товары за 48 часов), избыток дешевой рабочей силы.

Слабая сторона рынка — отсутствует достоверная статистика по рынка, разобщенность участников рынка, кадровый голод, консервативность банков, проблемы с финансированием, низкий уровень благосостояния.

Возможности рынка — модернизация рынка, реформы (налоговая, таможенная и банковская), ГЧП, увеличение скорости интернета, заход на рынок региональных игроков.

Угрозы для рынка — правовой нигилизм, излишняя государственная доля в экономике, вмешательство госорганов, агрессивное законодательство.

Что нужно сделать

Платежные системы. Сейчас в Узбекистане более 20 платежных систем. Кому они нужны? Рынок все расставит по местам, но ради кого все это делается? Ведь это создает неудобства — нет агрегатора. В результате интернет-магазин, который хочет внедрить онлайн-оплату на сайте, вынужден обращаться к каждому сервису, заключать с каждым из них отдельный договор. Это лишняя трата времени и денег.

Банки. Они думают, что электронная коммерция должна идти к ним, тогда все должно быть наоборот. Зачем нужны тогда банки, если бизнес справляется и без них? Тем более, что «Алокабанк» говорил о том, что у них есть сервис, но на том все и закончилось.

Доставка. С этим проблем относительно нет, в стране 17 курьерских компаний. Боль тут в том, что отсутствуют плагины доставки для Узбекистана (wordpress, opencard и так далее). Бизнес сам создает такие продукты для себя, к примеру, Bulavka.uz разработала функционал определения разной цены доставки в разные регионы для себя, готового решения на рынке нет.

Кадры. Вузы, в том числе IT, учатся не самые одаренные, а платежеспособные. Бизнес готовит кадры для себя, нет взаимодействия между ним и вузом, студенты нацелены уехать из страны, знания в вузах устаревают. Нужны маркетологи, копирайтеры, дизайнеры, SMM-менеджеры. Их просто никто не готовит в Узбекистане, поэтому таких специалистов катастрофически не хватает.

Что будет

Направления работы ассоциации в ближайшее время:

  • Сбор, анализ и систематизация данных по электронной коммерции.
  • Проведение учебных курсов, семинаров и конференций.
  • Выделение грантов на обучение одаренных студентов.
  • Взаимодействие бизнеса и учебных заведений.
  • Вовлечение в электронную коммерцию новых участников.
  • Совершенствование законодательства.
  • Развитие государственно-частного партнерства.
  • Налаживание связей с иностранными ассоциациями.

Для этого нужны: волонтеры, добровольцы, участники, непрерывное самофинансирование.

Как государство может помочь развитию электронной коммерции — деньгами не надо. Все эти кредиты, льготы — это все неправильная модель.

Нужно совершенно иное:

  • Уведомительный порядок принятия новых членов ассоциации (сейчас каждый раз требуется перерегистрация в Министерстве юстиции).
  • Законодательно обязать участников предоставлять статистику ассоциации.
  • Заключение Экспертного совета ассоциации считать основанием для включения и исключения из Национального реестра.
  • Назначать ассоциацию уполномоченным органом на ведение реестра.
  • Ввести обязательное отчисление % от выручки члена реестра на уставные цели ассоциации.

Итого

Сейчас доля электронной коммерции в Узбекистане меньше 1%. К 2030 году можно выйти на 20%, а к 2040 году и вовсе до 50%. Потенциал рынка, который сейчас 1,2 млрд долларов, может вырасти к тем же годам к 15 млрд долларам и 50 млрд долларам. Все это возможно, если все будут работать в одном направлении — бизнес, государство, отдельные предприниматели.

Ранее Spot писал, как, по мнению Аъзамова, будут развиваться онлайн-сервисы в Узбекистане.