Дискуссии в «Лаборатории бизнеса» все чаще стали выходить за рамки чисто коммерческой сферы и начали охватывать и социально важные вопросы. Так, очередная встреча проекта была посвящена частной медицине.

Как отметил Хикмат Абдурахманов, проект одной ногой выходит за пределы бизнеса, затрагивая важные для общества темы, при этом не забывает про возможность заработать в той или иной сфере.

О перспективах развития частной медицины в Узбекистане рассказали руководитель Управления по лицензированию частных клиник Министерства здравоохранения Фарход Рахимкулов, генеральный директор консалтинговой компании Ishonchli Davolash Amaliyot Надирабегим Муратова и сооснователь частной клиники «Назар» Нозим Зайнутдинов.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Дискуссия была посвящена развитию частной медицины и возможностях государственно-частного партнерства в этой области. В ходе мероприятия спикеры также успели обсудить проблемы в системе здравоохранения, рассказать о перспективах развития этой отрасли.

О проблемах здравоохранения в Узбекистане и мире

Встреча началась с презентации Надиры Муратовой, посвященной основным проблемам и перспективам развития здравоохранения. Одним из основных вызовов отрасли по всему миру является старение населения — увеличивается количество людей старше 60−65 лет, которые требуют большого объема медицинской помощи, соответственно растут затраты на здравоохранение.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Одной из главных проблем в Узбекистане спикер назвала низкий уровень культуры здоровья. Люди практически за собой не слдедят и «приходят к врачу когда, наверное, уже в гроб пора ложиться, даже не тогда, когда появилось тяжелое заболевание». Меж тем, тяжелые, запущенные заболевания требуют больших расходов на лечение, высококвалифицированной помощи. При этом спикер отметила, что пациенты считают, что об их здоровье должен заботиться врач, а не он сам.

Из социально-демографических проблем (старение населения) вытекают финансово-экономические. Во всем мире сейчас активно требуют снизить затраты на здравоохранение.

«Бюджет здравоохранения растет экспоненциально, правительство настаивает на его сокращении. С другой стороны, здравоохранение одна из наиболее динамично развивающихся отраслей в плане инноваций. Перед клиниками стоит серьезная проблема — с одной стороны сокращать расходы, с другой — внедрять инновации. Еще один вызов, который стоит перед медучреждениями по всему миру — цифровизация. Технологии нас захлестнули, здравоохранение не исключение. Сейчас наши пациенты по мобильным приложениям общаются с зарубежными специалистами, развита телемедицина», — отметила Надира Муратов.

Но прежде чем вставать на путь цифровизации, нужно понять, для чего она нужна здравоохранению Узбекистана. Только тогда можно будет успешно развивать это направление, подчеркнула эксперт.

Муратова также отметила, что в аккредитации, сертификации и лицензировании медучреждений должны участвовать профессиональные ассоциаций. Пока в Узбекистане такой практики нет, эти задачи выполняют государственные органы.

Еще одна проблема заключается в том, что в республике сейчас отсутствует механизм досудебного урегулирования споров между врачами и пациентами. А конфликты между ними возникают достаточно часто.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Другие участники дискуссии также рассказали о проблемах, которые, по их мнению, существуют в системе. В частности, Нозим Зайнутдинов сказал о необходимости поднять платежеспособность населения, чтобы они получили больше доступа к медицинским услугам, в том числе, частным.

«Министерство здравоохранения должно внедрять инновационные технологии. Оно могло бы объявить конкурс для программистов. Разработанные ими технологии можно внедрить в поликлиники и медицинскую сферу в целом. Также поэтапно нужно вводить страховую медицину. В мире и в Узбекистане на лечение требуются большие расходы, качественная медицина же требует больших денег, и не у всех они есть. Страхование позволит охватить большую часть населения, которая не может оплатить медицинские услуги», — отметил представитель частной клиники.

Как улучшить качество медицинских услуг?

Еще одной из проблем, о которой в ходе встречи неоднократно говорили все гости — нехватка квалифицированных кадров, что приводит к низкому уровню медицинских услуг. Частные и государственные клиники вкладываются в дорогое оборудование, но из-за низкой квалификации врачей оно часто простаивает и не используется.

«Качество здравоохранения связано не только с кадрами, но и менеджментом. Практически ни одна частная клиника не ведется как бизнес. Большинство руководителей клиник пришли из государственных учреждений, у них есть опыт управления лишь государственной клиникой. Их необходимо обучать основам менеджмента», — сказала Надира Муратова.

При этом, в медучреждениях существуют две основные руководящие должности — главный врач и директор. Первый работает с ежедневными проблемами, второй определяет стратегию продвижения, решает финансово-экономические вопросы. По мнению представителя консалтинговой компании, обучать нужно обоих. Нозим Зайнутдинов добавил, что лучше создавать отдельную должность для менеджеров.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Для того, чтобы переформатировать систему подготовки медицинских кадров на вступительных экзаменах нужно проводить тестирование еще и по иностранному языку и математике, считает сооснователь клинки «Назар». Первый предмет понадобиться будущим врачам для лучшего общения с пациентами, второй необходим потому, что медицина требует логического мышления.

Также эксперт подчеркнул, что Узбекистану не хватает альтернативных медицинских вузов. Сейчас в стране существуют только государственные медицинские учреждения, нужно дать доступ зарубежным институтам в области медицины.

«У нас большая нехватка кадров. Как бы клиника не была оборудована, если недостаточно работников. Если они не компетентны, то главной задачей такого учреждения станет как можно больше денег взять с пациента, при этом сама клиника развиваться не будет. Именно поэтому нужен менеджер, понимающий медицину, который будет стараться искать пути развития клиники, чтобы она была конкурентоспособна», — сказал Нозим Зайнутдинов.

Представитель Минздрава отметил, что есть такие врачи, которым достаточно двух-трех лабораторных исследований, чтобы поставить верный диагноз. К ним пациенты стоят месяцами в очереди. Это доказывает, что квалификация врача на первом месте, а уже потом идет оборудование и внедрение информационных технологий.

Лечение по стандартам

Особо остро на полях «Лаборатории бизнеса» обсуждался вопрос стандартизации, протоколирования. Это, в первую очередь, связано с тем, что врачи зачастую ставят одному пациенту разные диагнозы, даже лабораторные анализы отличаются от клиники к клинике. Кроме того, получая от фармкомпаний определенные бонуса, а это уже ни для кого не секрет, врачи порой выписывают препараты, которые относятся к одной группы.

«Во многих странах лечение пациентов происходит по протоколу, оно обосновано. Доказательная медицина (evidence based medicine) необходима, чтобы защитить доктора от пациента и пациента от доктора. В нашей клиники мы все записи ведем в электронном виде. Кроме того, делаем аудиозапись приема, чтобы можно было убедиться, что врач задавал правильные вопросы, дал нужное направление, поставил верный диагноз, не назначал лишних обследований. Бывают случаи, когда врач назначает несколько препаратов, относящихся к одной группе. Это говорит о его низкой компетентности», — сказал Нозим Зайнутдинов.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

По словам представителя Минздрава, стандарты диагностики и лечения в Узбекистане приняты.

«В медицине есть около 160 видов специализаций, из них частному сектору разрешено заниматься 126 видами. Сегодня около 90 из этих направлений имеют стандарты диагностики и лечения. По остальным только идет их разработка. Если в частной клинике пациент попадает в тяжелое состояние, или по определенным причинам умирает, мы проверяем это учреждения по стандартам диагностики и лечения. Если придется, можем приостановить или лишить лицензии, порой доходит до административно-уголовного наказания. Это показывает, что стандарты диагностики и лечения у нас работают», — сказал Фарход Рахимкулов.

Стандарты лечения нужны еще и для того, чтобы бороться с выписыванием врачами необоснованно большого количества препаратов. Для этого используются записи в истории болезни, амбулаторной карте или сам рецепт. Но, пока министерству не всегда хватает сил на эту борьбу.

Сейчас не существует реального механизма контроля исполнения стандартов, считает Надира Муратова. Но, если бы была страховая медицина, клиникам бы пришлось восполнять расходы в связи с назначением лекарств вне стандарта, а врачи осторожнее относились бы к этому вопросу — ведь за неправомерное назначение руководство клиники будет наказывать врачей.

Там же стало известно, что внедрение системы медицинского страхования в Узбекистане стоит на повестке у министерства. Это довольно большой и трудоемкий процесс, к которому Франция идет уже более 60 лет, Корея около 20 лет, Турция — 10 лет. Они добились такого же уровня, что и Франция за более короткие сроки, изучив зарубежный опыт. Узбекистан также работает в этом направлении.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

О партнерстве частного сектора с государством

Сегодня в реестре Минздрава зарегистрировано более 4200 лицензиатов, из них около 40% — стоматологии. Более тысячи частных клиник находятся в Ташкенте, до 300 — в Ферганской долине, Самаркандской и Бухарской областях. Меньше всего частных медучреждений в Сырдарьинской и Джизакской областях.

«До 1 апреля 2017 года было много ограничений. С принятием постановления президента частникам разрешили вести деятельность почти по всем направлениям, за небольшим исключением (фтизиатрия, онкология, родовспоможение, экспертиза, особо опасные инфекции и так далее). Может со временем и их делегируем. К примеру, частные структуры интересуются направлениями родовспоможения, онкологии, лечения младенцев до одного года, венерических заболеваний, трансплантации органов», — отметил представитель Минздрава.

Очень хороший пример ГЧП в системе страхования есть в Японии, сказала Надира Муратова. Там государством определяются рамки страхования, объем финансирования, правительство также выделяет деньги в рамках страхования, любой пациент может обратиться к любому врачу, оплатить 30% и получить любую медицинскую помощь.

«Японцы начали реформу специальной помощи в 2003 году. Они провели исследование объема и стоимости услуг, разбили их на 16 групп. Затем рассчитали стоимость каждого вида услуг по клиническим стандартам и передали эти расчеты страховым компаниям. Те, в свою очередь, передали это медучреждениям и врачам. В Японии 9 тыс госпиталей и все они оплачиваются по единому клинико-экономическому стандарту», — сказала эксперт.

Она также предложила вариант государственно-частного партнерства: создать ассоциации пациентов. Тот функциональный объем нагрузки, который возложили на поликлиники, не всегда соответствует медицинской помощи, здесь же общественные организации могли бы взять на себя функции обучения людей здоровому образу жизни.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

«У нас в системе практически отсутствует профилактическое направление медицины. Если бы мы на этом акцентировалось, было бы потрачено меньше денег, меньше потребности на высоко специализированную помощь, это сильно разгрузило бы врачей в поликлиниках. К тому же это позволит защитить пациентов от злоупотреблений врачей, которые всегда знают больше. Они могут назначить больше, чем нужно, чтобы выкачать из него денег. Я с этим даже в Америке столкнулась. Мне повторно назначили обследование, которое стоит 700 долларов, но будучи медиком знала, что мне этого не нужно. Обычно все эти отношения регулирует семейный врач, в Узбекистане же эту функцию могли бы взять на себя ассоциации», — считает спикер.

Минздрав разработал совместно с Министерством финансов порядок ГЧП в системе здравоохранение, сейчас идет обсуждение документа. По словам Фархода Рахимкулова, ведомство готово передать частному бизнесу вспомогательные подразделения здравоохранения — пищеблоки, прачечные и другие, а также несколько медицинских направлений, таких как гемодиализ или лаборатория.

«В некоторых странах функции лицензирования осуществляют негосударственные некоммерческие организации. Во многих странах эта функция сохраняется за Минздравом. Мы разработали проект концепции по Аккредитации медучреждений, намерены через несколько лет отменить лицензирование медучреждений. Они будут проходить аккредитацию и получат сертификат, а лицензию мы будет давать среднему медперсоналу и врачам», — рассказал эксперт.

У медицинского туризма в Узбекистане есть потенциал

В Узбекистане есть потенциал развития медицинского туризма, считает представитель консалтинговой фирмы. По ее мнению, страна может охватить весь регион Центральной Азии.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

«Мы к этому ни юридически, ни организационно не готовы. У нас нет законодательства в отношениях врач-пациент, врач-врач. Если пациент окажется недоволен диагнозом врача и захочет его перепроверить, как это будет регулироваться? Если с пациентом что-то случится, как регулировать отношения врач-пациент? У нас уже был случай, когда врача анестезиолога посадили на 3,5 года из-за смерти пациента. У нас сразу отправляют в тюрьму. Пока у нас нет аккредитации, мы сильно рискуем в плане привлечения иностранных пациентов. Если они скажут, что мы не соответствуем качеству, выставление рекламации обойдется дороже денег, которые клиника получит за предоставление услуг», — считает Надира Муратова.

Представитель министерства сообщил, что по поручению президента разрабатывается концепция развития медицинского туризма. К примеру, уже сейчас в Сурхандарьинской области, где зарегистрировано меньше всего частных клиник, больше всего иностранных пациентов — и это проблема.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Сооснователь клиники «Назар» подтвердил, что частный бизнес уже принимает иностранных пациентов.

«Большой поток с Южно-Казахстанской области. Мы должны развивать медицинский туризм, а для этого необходима правовая основа, должны быть протоколы, стандарты. Мы не так давно открыли границы для соседей, это дает поток денежных средств, но не надо искусственно поднимать цены, устанавливать финансовый барьер между пациентом и доктором», — отметил Зайнутдинов.

Там же было отмечено, что поток из соседних стран стимулирует развитие частного и государственного сектора. Цены должны быть аналогичны с теми, которые установлены для граждан Узбекистана.

Обязательно придет время, когда можно будет повышать цены и сделать как в Индии, где услуги для нерезидентов дороже в частных и государственных учреждениях в два раза.

О дате выхода ролика можно узнать на странице «Лаборатории Бизнеса» в Facebook.

«Лаборатория бизнеса» — проект, нацеленный на развитие бизнес-сообщества Узбекистана, представленный в январе 2016 года. Инициаторами являются Unique Present Media Holding, Ассоциация международного бизнеса и технологий (АМБиТ) и компания Afisha Media.