Брат и сестра Умида и Баходир Хусанходжаевы в 2016 году начали производить в Узбекистане лампы с элементами из розовой гималайской соли, затем открыли галотерапевтический центр с соляными комнатами, а позже начали строить их для спа-салонов и саун. О том, как продвигали новое для населения направление, они рассказали Spot.

В чем соль?

Наш бизнес состоит из трех компонентов: производство и продажа солевых ламп и подсвечников, физиотерапевтический центр галотерапии «Доктор Соль — Shifo Tuz» и строительство соляных и релакс-комнат.

Идея такого бизнеса берет начало не с самых приятных событий. У меня заболели детки, и врач порекомендовал галотерапию — вдыхание лечебной соли. Его прописывают при проблемах с горлом, носом и легкими, а также астматикам, аллергикам.

Мы лечились в Восточной Европе, там в каждом санатории предлагают такую услугу: либо в натуральных пещерах, либо в соляных комнатах.

Захотелось создать нечто похожее в Ташкенте. К тому же у Баходира был опыт бизнеса в медицинской сфере, он и стал основным владельцем компании, а я взяла на себя маркетинг и пиар.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Пока мы изучали рынок, решили запустить первую ласточку — продажи ламп из гималайской розовой соли. Ее еще называют галит. Такая соль содержит более 80 природных минералов, ее добывают в Пенджабе.

Лампы у нас двух видов: часть мы привозим из Пакистана, часть делаем здесь из привезенной гималайской розовой соли, на специальном оборудовании. Часть технологии производства переняли от наших европейских партнеров, часть освоили самостоятельно и путем экспериментов.

Получаются они очень тяжелыми, по несколько килограммов. Лампы обрабатывают вручную, каждая из них светится по-особенному из-за уникального рисунка и состава кристалла соли.

Внутрь светильника помещают лампочку, а в подсвечник — свечу. При нагревании гималайская соль выделяет отрицательные ионы, которые нейтрализуют положительные ионы. Тем самым лампы приносят спокойствие и расслабление.

Светильники мы продвигаем на страничке в Facebook и продаем через интернет-магазин Days.uz. Также интернет-магазин есть на нашем сайте, там мы продаем и другие товары — соль для ванн, мыла и дезодоранты из соли, пищевую соль, соляные плитки, которые можно использовать на кухне, в ресторанах для подачи блюд, солевые гималайские камни для дизайна и многое другое.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Больше всего продаж приносит Facebook и клиенты соляной комнаты. Лампы покупают люди, которые ценят необычный дизайн и заботятся о своем здоровье.

Продажи растут в период праздников и когда проводим скидочные акции — бывает, заказывают до 10 ламп и подсвечников в неделю. В остальное время — в среднем по одной лампе в неделю.

Оплачиваем рекламу только в Facebook

Через год после запуска ламп, в сентябре 2017-го, мы открыли соляную комнату. Но странички о галотерапии я создала задолго до этого. Одна из главных наших задач — рассказывать людям про галотерапию и ее эффект, научить выбирать соляную комнату так, чтобы получить только пользу. Дать подробную информацию нашим клиентам о том, чем они дышат во время сеанса, что им это даст, какой будет результат.

Социальные сети веду сама — в нашей компании я отвечаю за связь с общественностью. По профессии я юрист, но много изучала маркетинг и все его сферы.

Я считаю, что, никто не может создать рекламу бизнеса лучше, чем сам владелец. Никто с большей любовью и вниманием не расскажет людям о вашем деле.

Благодаря этому мы не тратимся на рекламу и услуги маркетологов, что важно для молодого бизнеса. Мы вкладываемся только в рекламу в Facebook, что обходится гораздо дешевле, а эффекта приносит больше. Мы пробовали работать с местными компаниями, используя традиционный маркетинг, но не получили результата.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Как устроены соляные комнаты

Мы тщательно изучали рынок в Узбекистане: когда и какие соляные комнаты были построены, в каком формате, как они работали. Посещали соляные комнаты в Ташкенте: чаще всего это было тесное помещение, люди сидели там и смотрели телевизор и даже точно не знали состав соли, которую они вдыхают. Во многих клиниках до сих пор советское оборудование.

Нет прозрачности в работе с материалами, с документацией. Всё это не соответствует мировым стандартам, а мы хотели создать такое место, куда со спокойной душой можно приходить на лечение с детьми.

Здание мы арендуем, а для строительства соляной комнаты приглашали дизайнеров и рабочих из Европы — тех, кто строит в Чехии, Австрии, Венгрии. Они также обучили наших специалистов своей методике, по которой мы сейчас строим самостоятельно. Например, соляные «кирпичики» склеиваются солью, без клея. Потому что очень важно, чтобы в комнатах не было посторонних химических веществ, которые могут быть вредны при вдыхании аллергикам и астматикам.

Для дизайна мы используем только гималайскую соль, а для дыхания — только австрийскую горную медицинскую соль. На строительство ушло более 5 тонн гималайской соли, которая создает антибактериальную атмосферу.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Соляных комнат у нас две: большая для детей и малая для взрослых. В детской есть игрушки, палатка, стол для рисования. В комнате для взрослых стоит несколько кресел, играет релакс-музыка.

У нас была картинка в голове, как должны выглядеть соляные комнаты. Мы хотели создать эффект максимального релакса, полного спокойствия. И сейчас мы имеем именно то, к чему стремились.

Мы задали себе стандарты, приближенные к медицинским центрам европейских стран. Галогенератор привезли из России, приобрели его у наших партнеров — крупного завода «Аэромед», который специализируется на производстве оборудования для соляных комнат. Мы около года налаживали контакт и готовились к сотрудничеству: изучали их производство, они изучали наше дело.

Аппарат распыляет медицинскую соль, которой дышат клиенты. Медицинскую соль мы завезли из Австрии и имеем соответствующие сертификаты качества.

После каждого сеанса воздух очищает специальное оборудование: сначала вытяжка, затем специальный аппарат запускает чистый воздух, далее выпускается соль.

Оборудование прошло все этапы контроля фармкомитета и получило лицензию. Аналогов комнат с таким оборудованием нет ни в одном центре в Узбекистане.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

В основном наши клиенты это семейные люди с детьми, а также пожилые.

У нас есть врач, который осматривает посетителей перед процедурой, чтобы убедиться в отсутствии противопоказаний соляной терапии. Это медицинский процесс, и нужно понимать, что при некоторых диагнозах процедура может привести к ухудшению.

За 10 месяцев работы у нас было около 1300 посещений. Всего зарегистрировано 290 клиентов без учета детей. Наплыв был в октябре-ноябре и в марте-апреле, бывают также тихие месяцы. Мы это осознаем и стараемся не терять контакта с клиентами, привлекать их. В удачные месяцы доход достигал 15 млн сумов только от посещений, без учета продаж товаров из соли.

Строительство соляных комнат

Направление строительства соляных комнат возникло, когда люди увидели и оценили уровень нашей работы. Первый заказ получили в сентябре прошлого года. Всего было два крупных заказа соляных комнат, остальные — это релакс-комнаты. Строим для частных домов, детских садов, государственных медицинских учреждений как в Ташкенте, так и в других городах. Сейчас выполняем заказ для государственной больницы.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

На строительство одной соляной комнаты уходит от одной до шести тонн соли в зависимости от дизайна. Стоимость постройки зависит от размеров комнаты и особенностей заказа: строим ли под ключ или только солевую часть. Могу сказать, что на открытие собственной соляной пещеры как бизнеса потребуется от 60 тысяч долларов первоначальных вложений.

Строительство — важное направление нашего бизнеса, мы будем его развивать и дальше. В этом сегменте у нас есть конкуренты. Но мы относимся к сегменту выше среднего, к нам приходят те, кто понимает, во что вкладывается. Мы считаем, что мы выполняем работу качественно, у нас есть опыт.

Мы, конечно, следим за конкурентами, знаем их цены и качество. В сегменте соляных комнат у нас своя целевая аудитория и охват города. Поэтому комнаты, которые мы строим в других учреждениях, например, частных детских садах и санаториях, нам не конкуренты.

Более того, мы ратуем за здоровую конкуренцию. Хотелось бы развивать в Узбекистане направление галотерапии с достойными партнерами, которые понимают суть дела и придерживаются высоких стандартов качества.