Узбекистан взял курс на внедрение электротранспорта: с 1 января 2019 года устанавливается нулевая ставка пошлины на ввоз электромобилей, Siemens готова построить первую в стране заправку для них, «Узавтосаноат» планирует презентовать Spark с электродвигателем уже в сентябре, в Бухаре еще в феврале появились первые туристические электромобили

Кроме того, китайская Henan Suda может начать производство электромобилей в Бухарской области, а POSCO хочет экспортировать в Узбекистан свою платформу выпуска деталей для электромобилей. В качестве одного из основных рынка сбыта электромобилей страну рассматривает и Беларусь.

Электромобилизация транспортной отрасли, в том числе общественного транспорта, — неизбежный процесс развития, считает финансовый специалист Volvo Group Шерзод Джалилов.

О том, почему Узбекистану важно рассмотреть задачи электромобилизации дорожно-транспортной инфраструктуры, он пишет специально для Spot.

Шерзод Джалилов

Финансовый специалист Volvo Group, эксперт Buyuk Kelajak

В сентябре 2015-го произошло кульминационное событие — ООН объявила курс на устойчивое развитие до 2030 года. Более 150 стран подписали данную программу, осознав, что непрерывный экономический рост ведет к катастрофическим последствиям для экологического облика нашей планеты.

Каждое государство, объединив силы с частным сектором, разрабатывает дорожную карту и создает инструменты уменьшения количества выброса углекислого газа в атмосферу.

Швеция — одна из стран, успешно стартовавших в этом направлении. В сотрудничестве с Volvo Group, Siemens и Техническим университетом Чалмерса страна выдвинула программу устойчивого развития транспортной системы путем создания пилотного проекта ElectriCity в городе Гётеборг. Данный проект призван не только решить проблему загрязнения города, но и коренным образом изменить принципы градостроения.

Ключевую роль в проекте играет внедрение электробусов. Помимо уменьшения количества СО2 в атмосфере, он позволяет:

  • существенно снизить уровень шума на дорогах и в городе в целом;
  • увеличить уровень транспортной безопасности в городе;
  • адаптировать строение города (строительство домов, университетов и других зданий, посадку деревьев) под дорожно-транспортную инфраструктуру, возведенную под электробус.

На мой взгляд, все эти пункты можно внести в список актуальных проблем дорожно-транспортной инфраструктуры Узбекистана.

Исторически принципы градостроения в стране в большинстве случаев основывались на том, что дороги и жилые помещения строились независимо друг от друга. Отсутствовала тесная связь между строительством зданий и проведением дорог в городском планировании.

Поэтому сейчас мы имеем широкие дороги и узкие тротуары там, где должно быть наоборот; сталкиваемся с проблемами расположения школ у трасс, отсутствия дорог для общественного транспорта, ведущих к жилым домам, общежитиям, больницам.

Поскольку строительство жилых домов и зданий в Узбекистане набирает обороты, считаю важным учесть моменты создания разумной дорожно-транспортной инфраструктуры.

Вернемся к ElectriСity и посмотрим, как выглядит проект на карте.


Источник: The city of Gothenburg report

Маршрут получил название Route 55. Длина его составляет 7,6 км. Маршрут обеспечен тремя электрическими и четырьмя гибридными автобусами. Гибридный автобус 77% пути проезжает на электричестве, остальные 23% — на биотопливе.

Причина такого распределения объясняется следующим: при 77% создается нулевой уровень шума, что позволяет общественному транспорту проезжать мимо зданий больниц, мест для отдыха, студенческих общежитий и жилых домов, не создавая при этом «выхлопного» и шумового дискомфорта. Так, например, университет Чалмерса, указанный на карте, находится в контролируемой зоне тишины.

Помимо этого, на автобусных остановок установлены чарджеры. Система Oppcharge позволяет электробусу за две-три минуты получить необходимый заряд и проехать 20 км (то есть три раза проехать маршрут без подзарядки).

Инновационные автобусные остановки обеспечены бесплатным Wi-Fi, картой велосипедных стоянок (на случай, если расписание автобусов не совпадает с расписанием пассажира).

Перенесемся из карты в город и увидим следующее:


Бесшумный электробус проезжает мимо университета Чалмерса и общежития по маршруту Route 55. Фото: Chalmers University


Бесшумный электробус проезжает мимо кафе и развлекательных заведений по маршруту Route 55. Фото: Chalmers University


Бесшумный электробус проезжает мимо домов и учреждений по маршруту Route 55. Фото: Chalmers University

Данный проект показывает, что замена традиционного общественного транспорта электробусами позволяет не только снизить выбросы, но и способствует коренному изменению городской дорожно-транспортной инфраструктуры.

Минимизация уровня шума позволяет правительству решить проблему доступности общественного транспорта для тех граждан, которые проживают в отдаленных уголках города.

То есть среднему слою населения не придется с объемными сумками добираться до автобусной остановки, установленной на трассе. Проложенный маршрут существенно облегчает их путь.

В городах Узбекистана автобусные остановки в основном расположены у трасс. Большинству жителей приходится преодолевать путь от дома до остановок, а это тяжело для людей пожилого возраста.

Кроме этого, внедрение электробусов в Узбекистане позволит построить в будущем остановки нового уровня, так называемые indoor bus stop. Суть их состоит в том, что электробусы смогут останавливаться в закрытых помещениях.

В случае сильного дождя или снега людям не придется толпой стоять в ожидании автобуса под козырьком автобусных остановок. Такие помещения можно с легкостью превратить в библиотеку или в кафе, где люди, отдыхая в тепле или защищаясь от аномальной жары, могут ожидать свой автобус.

Доказательством того, что проект удовлетворяет потребности жителей, служит опрос, проведенный правительством Гётеборга:

Результаты опроса жителей Гётеборга (%)


Источник: The city of Gothenburg report

Согласно результатам опроса, 73% жителей города весьма довольны новым проектом и, следовательно, современным методом градостроения. Это подтверждает успешность проекта ElectriCity и позволяет властям продолжить политику создания новых маршрутов для функционирования электробусов. Так, второй пилотный маршрут EL16 запущен 26 июня.

Электромобилизация общественного транспорта и всей транспортной отрасли в целом, на мой взгляд, является неизбежным процессом развития. Уже сегодня можно наблюдать тенденцию быстрого роста продаж электромобилей по всему миру. Гиганты мировой автоиндустрии диверсифицируют свою деятельность в пользу производства электротраков, электробусов и даже электромусоровозов.

Мир меняется, и облик городов и стран меняется вместе с ним. Поэтому, если в Узбекистане не рассмотреть задачу электромобилизации дорожно-транспортной инфраструктуры сейчас, то нам вскоре снова придется догонять весь мир.

Ранее Spot сообщал, что в Чарвак будут курсировать поезда, электрички и автобусы, в том числе работающие на возобновляемой энергии.