На днях управляющий директор по развитию бизнеса Казахстанской фондовой биржы Кайрат Турмагамбетов сообщил, что фондовый рынок Узбекистана отстает от казахстанского на 20 лет.

Это привело к тому, что две финансовые компании Узбекистана решили выпустить облигации в Казахстане, так как там это и выгоднее, и проще.

Аналогичная ситуация не только на фондовом рынке. К примеру, на днях стало известно, что казахстанская низкобюджетная авиакомпания FlyArystan планирует осуществлять коммерческие рейсы уже весной 2019.

5 декабря перевозчик подал заявку на слоты своих первых рейсов в аэропорту Алматы. Согласно этой информации, перевозчик планирует начинать летать с 1 мая 2019 в Астану, Атырау, Кокшетау и Павлодар.

С 1 августа 2019 FlyArystan намерена добавить в расписание ежедневные рейсы из Алматы в Караганду, Костанай и Тараз.

С 1 октября 2019 в авиакомпании хотят ввести в расписание рейсы, стартующие из столицы Казахстана. Так, еще один ежедневный рейс, Астана — Алматы, планируется осуществлять в 7:20 утра.

А со 2 октября 2019 перевозчик планирует летать по этому же маршруту четыре раза в неделю (понедельник, среда, пятница, воскресенье) с вылетом из столицы в 22:10.

Лоукостер за одну неделю

Поручение создать бюджетную авиакомпанию дал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Во время встречи с министром по инвестициям и развитию Казахстана Женисом Касымбеком, членом совета директоров АО «Самрук-Қазына» Ричардом Эвансом и президентом авиакомпании «Эйр Астана» Питером Фостером 2 ноября 2018 Назарбаев отметил, что важно повышать доступность услуг авиаперевозок для населения.

Он поручил создать на базе «Эйр Астаны» бюджетную авиакомпанию, которая будет оказывать транспортные услуги по более низким тарифам.

«Эйр Астана», к слову, как и «Узбекистон хаво йуллари», является национальным перевозчиком и тоже контролируется государством (51% акций) в лице Фонда национального благосостояния «Самрук-Қазына», чей единственный акционер — правительство Казахстана.

Менее чем через неделю, 7 ноября, «Эйр Астана» представила журналистам концепцию своей новой низкобюджетной дочки: FlyArystan будет работать по примеру международных лоукостеров EasyJet, IndiGo, Cebu Pacific, AirAsia.

Авиапарк авиакомпании на первых порах будет состоять из четырех «почти новых» самолетов Airbus A320 на 180 мест эконом-класса, которые выделит из своего парка «Эйр Астана».

Cтоимость билетов лоукостера, пообещали в материнской компании, будет вдвое ниже действующих тарифов национального авиаперевозчика.

Предполагается, что основными клиентами FlyArystan будут казахстанцы, не летающие самолетами, а пользующиеся услугами железнодорожных и междугородних автобусных перевозок.

Лоукостеры в Узбекистане

В рамках сессии Международного пресс-клуба в Ташкенте 28 февраля было сообщено, что НАК изучает международный опыт и разрабатывает программу сертификации эксплуатанта лоукостера.

Отмечалось, что лоукостер будет оформлен в качестве дочерней компании «Узбекистон хаво йуллари», а билеты будут значительно дешевле.

Основными направлениями предварительно назывались Турция, Египет, Россия. Будет летать лоукостер и внутри страны. Сообщалось, что работы по созданию лоукостера планируется завершить уже до конца этого года.

В дальнейшем эти планы были официально закреплены постановлением президента «О мерах по обеспечению безопасности граждан Республики Узбекистан во время их выезда на транспорте за пределы республики для осуществления временной трудовой деятельности».

Документом поручалось «Узбекистон хаво йуллари» до 1 мая 2018 года внести в Кабинет Министров конкретные предложения по созданию низкобюджетной авиакомпании.

С тех пор официальных сообщений о работах над созданием национального лоукостера не поступало, хотя 2018 год уже почти закончился. Что касается предложений, то неизвестно, внесла ли НАК их в Кабинет Министров или нет, а если да, то где они застряли и почему.

Между тем Узбекистан остается одним из аутсайдеров Азии по уровню проникновения лоукостеров — их доля составляет 0,1%. В страну летает единственный лоукостер — Air Manas, который совершает два раза в неделю рейсы между Ташкентом и Бишкеком.

Хуже, чем в Узбекистане, дела с лоукостерами обстоят только в трех странах — Бутане, КНДР и на Кокосовых островах.

Новое поручение — новые сроки

В конце ноября президент подписал указ «О мерах по кардинальному совершенствованию гражданской авиации Республики Узбекистан».

Теперь вместо одной «Узбекистон хаво йуллари», которая отвечала за весь авиарынок, будет создано несколько компаний — Uzbekistan Airways будет отвечать за полеты, а Uzbekistan Airports — за аэропорты.

Создается рабочая группа, которая разработает план развития авиации в стране, включая создание благоприятных условий для привлечения дополнительных компаний (в том числе лоукостеров). Срок — до 1 июня 2019 года.

Что в итоге

Таким образом, в соседнем Казахстане успели чуть ли не за два месяца создать лоукостер, определиться с первой географией полетов и даже подать заявки на совершение первых рейсов, тогда как в Узбекистане лоукостер остается в планах на бумаге уже несколько месяцев (скоро будет год).

При этом лоукостер Узбекистану нужнее, чем соседу — то, что в стране авиабилеты стоят слишком дорого и с этим надо что-то делать, отмечали уже несколько раз несколько разных ведомств и международных организаций.

Еще в марте, когда вышло постановление президента, ожидалось, что отечественный лоукостер сможет предложить сниженные тарифы трудовым мигрантам, и тем больше не придется рисковать жизнью, как это случилось в январе.

Лоукостер как раз-таки и планировалось создать для того, чтобы такого больше не повторялось. Это было указано в самом постановлении:

«Значительное число граждан выезжают на работу за рубеж самостоятельно, на автотранспорте сопредельных государств, подвергая себя значительным рискам по пути следования. В республике практически нет автотранспортных пассажирских перевозчиков, осуществляющих международные рейсы. Стоимость пассажирских автоперевозок, осуществляемых перевозчиками сопредельных государств приграничной с Узбекистаном территории, в 2,5 — 4 раза ниже цен пассажирских тарифов АО „Узбекистон темир йуллари“ и НАК „Узбекистон хаво йуллари“», — отмечалось в документе.

Почему так получается

8 декабря президент Шавкат Мирзиёев сказал, что за последние два года было принято 90 законов и свыше 2000 указов и постановлений, направленных на реализацию конституционных прав и свобод, улучшение условий жизни наших граждан, решение накопившихся за многие годы проблем.

«Надо сказать, что 20% из более чем 13 тысяч задач, определенных в принятых актах законодательства, не было выполнено в установленные сроки. Мы должны резко сократить количество ненужных собраний в центре и на местах, от которых люди уже устали, и больше заниматься практической работой для достижения конкретных результатов», — отметил глава государства.

Скорее всего, лоукостеры, как и несколько пунктов из Госпрограммы, попали именно в эти 20%. Ведь остальные поручения, вроде строительства и открытия нового международного терминала, были успешно выполнены.

Президент также заметил, что реформы не по душе некоторым чиновникам, привыкшим думать и работать по-старому:

«Ведь изменения, обновления, видите ли, нарушают их покой и размеренное существование. Однако реформы являются требованием самой жизни, и их не остановить. Эту истину должны глубоко осознать руководители всех уровней», — сказал Шавкат Мирзиёев.

Очевидно, что если эти 20% сократятся и станет больше практической работы, как отметил глава государства, то национальный бюджетный авиаперевозчик сможет появиться в 2019 году.

Пример Казахстана показывает, что для этого даже не надо приватизировать авиакомпанию — с задачей вполне может справиться и государственная.