Как ранее писал Spot, ВВП Узбекистана, по данным Госкомстата, в 2018 году вырос на 5,1% и составил 407,5 трлн сумов. Эксперт Центра содействия экономическому развитию Юрий Наумов сравнил отчеты Госкомстата о социально-экономическом развитии Узбекистана за 2017 и 2018 годы и заметил несовпадение данных: в первом отчете говорится, что ВВП страны в 2017 году составил 249,1 трлн сумов, во втором указано уже 302,5 трлн сумов.

Эксперт разбирается, с чем может быть связано появление такой существенной разницы.

Юрий Наумов

Эксперт Центра содействия экономическому развитию

Может ли врач позволить себе ошибиться в диагнозе, изменить его в угоду каким-то интересам или приказам вышестоящего начальства? Ответ очевиден. Диагностика — это основа правильного лечения любого пациента.

Одним из основных методов диагностики состояния экономики являются статистические данные. За последние два года принят ряд постановлений, направленных на повышение открытости статистики и расширения доступа к ней. Круто изменился сайт Государственного комитета по статистике, стало больше публикаций и предоставляемых данных.

Но что же относительно качества статданных? Рассмотрим на примере отчетов по социально-экономическому развитию Узбекистана за 2018 и 2017 годы. Полные тексты данных отчетов опубликованы на официальном сайте Госкомстата.

В отчете 2018 года (стр. 13) говорится, что ВВП страны за 2018 год составляет в номинальном выражении 407,5 трлн сумов, а за 2017 год — 302,5 трлн сумов. Реальный рост — 5,1%, номинальный, как можно посчитать — 34,7%.

В отчете 2017 года говорится, что ВВП в 2017 году составил 249,1 трлн сумов. Я понимаю, что могут происходит корректировки ранее полученных данных, но чтобы в таком объеме (53,4 трлн сумов, или на 21,4%)? Если поменялась методология расчета ВВП, то стоит указать, что конкретно поменялось и почему такая разница?

Смотрим разбивку ВВП по отраслям экономики в отчетах 2017 и 2018 годов и пытаемся разобраться, откуда взялась разница 53,4 трлн сумов.

В отчете 2017 года ВВП в сельском, лесном и рыбном хозяйстве составил 43,1 трлн сумов, а в отчете 2018 года — 91 трлн сумов, чистые налоги на продукты в отчете 2017 года — 25,3 трлн сумов, в отчете 2018 года — 34,8 трлн сумов. Разница есть в промышленности, строительстве и всех секторах.

Далее, если Госкомстат в отчете 2018 года приводит номинальные цифры и темпы роста, то можно вычислить дефлятор ВВП, а именно изменение общего уровня цен на товары и услуги. Он в нашем случае будет равен (407514,5 / 1,051) / 302538,6 = 1,28. То есть цены на все товары и услуги увеличились в среднем на 28%. Окей, примем это как факт, хотя проценты в разделе индекс цен в основном ниже.

Самое интересное идет в разделе «Сельское хозяйство». В отчете 2018 года указывается:

«По предварительным данным, общий объем продукции (услуг) сельского, лесного и рыбного хозяйства в январе-декабре 2018 года составил 199 537,4 млрд сумов, или 100,3% к соответствующему периоду 2017 года… в том числе в растениеводстве 102495,1 млрд сумов, или 95,3% к соответствующему периоду 2017 года».

В отчете 2017 года говорится, что объем производства продукции растениеводства в январе-декабре 2017 года составил 46 890,6 млрд сумов.

Таким образом, если в реальном выражении производство растениеводства сократилось на 4,7%, а в номинальном увеличилось более чем в два раза, то значит ли это, что цены на продукцию растениеводства увеличились более чем в два раза?

Тогда неверна статистика цен, представленная во второй главе доклада. Но скорее всего неверна (или как-то по другому посчитана) информация в разделе о растениеводстве.

В отчете 2018 года говорится, что объем производства в животноводстве составил в 2018 году 90 204,1 млрд сумов, или 106,5% к соответствующему периоду 2017 года. В докладе 2017 года говорится, что объем производства продукции животноводства в январе-декабре 2017 года составил 21 076,4 млрд сумов.

Неужели Госкомстат хочет сказать, что объем производства животноводческой продукции увеличился в номинальном выражении более чем в четыре раза? Для сравнения: по данным того же Госкомстата, в 2017 году объем производства продукции животноводства увеличился в номинальном выражении по сравнению с 2016 годом на 14,2%, что похоже на истину.

Хорошо бы в сборниках указывать, по какому коэффициенту происходит пересчет номинальных показателей в реальные. Возможно, изменение показателей связано с изменением методологии в расчетах, или это ошибки.

Если это изменение методологии, то стоит указать, в чем заключались изменения и сделать перерасчет за прошлые годы. Если ошибка, то исправить данные. Хорошо бы получить объяснения от Госкомстата.