Джон Ньюбигин, офицер Ордена Британской империи, председатель Creative England и посол мэра Лондона по креативным индустриям, рассказал ИА «Дунё», что такое креативная экономика и зачем Узбекистану ее развивать. Spot приводит основные тезисы:

Что такое креативная экономика

Это экономика, которая адаптирована к вызовам современного мира: экологическим кризисам, урбанизации, цифровой революции и так далее.

В ее основе лежит идея. Суть заключается в том, что идея имеет большую цену, нежели конечный продукт. В этом отношении важную роль играет интеллектуальная собственность. Давайте возьмем, к примеру, индустрию моды. Важнее, какой смысл вы вкладываете в текстиль, нежели какой орнамент нанесете на материал.

Например, сегодня Китай думает о переходе на слоган «разработано в Китае» вместо старого «сделано в Китае», потому что разработка имеет большую ценность.

Креативные предприятия создают больше рабочих мест

20-летний опыт исследований в развитых странах показал, что креативные предприятия создают в два раза больше рабочих мест, нежели традиционные. Вопреки автоматизированной работе, когда роботы заменяют людей, креативные индустрии нуждаются в человеке. Получается, это весьма устойчивая работа.

Проблема, однако, заключается в том, что банки и инвесторы не любят инвестировать в идею. Если я пойду в банк и предложу им свою идею, то получу ответ: «Каким образом Вы можете гарантировать возврат денег в случае неуспешного бизнеса?».

К сожалению, ответ прост. Как говорят в Голливуде, провала не предугадать. Инвестор может вложить миллионы в проект, который потерпит крах. Никто не знает, будет ли проект успешным, пока не будет получен конечный продукт. Это, однозначно, рискованная сфера для инвестора.

Мне не нужны знания, когда есть Google

Все дети рождаются с таким умением - мыслить креативно: они рисуют, поют и играют постоянно. То есть, у всех есть креативное начало. Суть в том, чтобы система образования поощряла и развивала этот навык.

Однако в большинстве случаев креативные дети крайне непослушны, что представляет проблему для учителей в общем классе. В результате их креативное мышление уходит на второй план.

Конечно, система образования поощряет любопытство детей к знаниям, но главный экономист банка Англии говорит: «Наши школы до сих пор фокусируются на знаниях. Мне не нужны знания, ведь у меня есть Google в телефоне. Вместо этого мне нужно воображение».

Хорошие, креативные идеи в большинстве случаев исходят от группы лиц, работающих вместе, нежели от одного человека.

Мы привыкли считать, что такие вещи, как драма, музыка, искусство в традиционной системе образования, менее важны по сравнению с математикой, точными науками и инжинирингом, но они представляют не меньшую значимость, потому что являются источником soft skills, необходимых для успешной кооперации с людьми.

Понимаете, сегодня люди зациклены на изучении лишь одной работы. С развитием глобальной экономики люди должны будут обучаться на протяжении всей своей жизни.

Даже фермеры в свете технологических изменений в сельском хозяйстве должны регулярно повышать свои знания.

Креативная экономика и Узбекистан

Важно, что президент Узбекистана прекрасно понимает, что если страна хочет преуспеть в XXI веке, то она должна иметь экономику XXI века. Несомненно, такие отрасли, как машиностроение, проектирование — важные составляющие любой экономики, но, вместе с тем, нужно и креативное мышление.

Во многих странах правительства идут в совершенно противоположном направлении. Они говорят: «Мы хотим, чтобы наши дети знали только математику, точные науки и умели читать. И все».

Для экономики Узбекистана, которая была крайне зависима от сельского хозяйства, достигнуть этого уровня прогресса за 30 лет — очень сложная задача. Тот факт, что страна будет двигаться дальше именно в этом направлении — хороший показатель.

Центральная Азия, которая многие годы оставалась незаметной, оказалась в центре внимания всего мира. Здесь открываются большие возможности. Узбекистан, в частности, обладает молодым, талантливым населением.

Если страна и впредь будет укреплять и совершенствовать систему образования на основе сильной экономики, то «креативная экономика» увидит расцвет. Одной из трудностей, с которой может столкнуться страна — это обеспечение равной привлекательности для всех людей во всех регионах, не только в центре.

В каждом государстве на процесс креативного развития влияет фактор национальной культуры. Каковы сильные стороны Узбекистана? К примеру, у вас богатые культурные традиции и народно-прикладное искусство, огромный туристический потенциал.

Думаю, здесь стоит задаться вопросом: «Каковы наиболее успешные модели обогащения этих культурных традиций в условиях XXI века?».

Тот факт, что глава государства говорит о заинтересованности в развитии креативного направления — сигнал мировым инвесторам для обращения взора на Узбекистан. Насколько мы понимаем, руководство страны хочет создать благоприятную среду для развития креативной экономики.

Ранее руководители и представители успешных компаний Ташкента рассказали Spot, почему уделяют большое внимание soft-skills при отборе кандидатов.