В отеле Hilton Tashkent City 13 февраля прошла встреча APTA Networking Club — 2020, на которой первый заместитель председателя Госкомтуризма Абдулазиз Аккулов и представители туристического бизнеса обсудили актуальные вопросы и проблемы отрасли.

По словам участников, одним из главных изменений, серьезно отразившемся на сфере, стал новый налоговый кодекс, вступивший в силу с 1 января этого года.

Все туристические компании, имеющие оборот свыше 1 млрд сумов, стали плательщиками НДС. Это привело к резкому росту цен на услуги туроператоров.

По словам игроков рынка, зарубежные партнеры отказываются сотрудничать из-за высокой стоимости тура в Узбекистан. Прозвучало также мнение, что туры в республику стоят дороже, чем в некоторые европейские страны.

В ценовой политике Узбекистан проигрывает даже соседним странам, где стоимость туров не поднималась последние два года, тогда как у отечественных туроператоров цены повысились в среднем на 60%.

Представители Госкомтуризма подчеркнули, что не стоит ожидать льгот по налогу, так как правительство прикладывает усилия по обеспечению неразрывности цепочки НДС.

«За последние несколько лет было принято множество нормативно-правовых актов по регулированию и улучшению условий ведения бизнеса и предоставлено порядка 34 льгот в сфере туризма. Они могут компенсировать потери, которые возникнут в бизнесе», — отметил начальник отдела Госкомтуризма Шухрат Исакулов.

На встрече также поднимался вопрос взаимодействия отелей с интернет-сервисами, как Booking.com, и уход части транзакций в этом направлении в тень.

О том, как предоставление более выгодных цен сервисам онлнай-бронирования негативно сказывается на развитии организованного туристического потока в Узбекистане для Spot объясняли представители туристических организаций.

Участники встречи отметили, что они не выступают против работы международных онлайн-сервисов в Узбекистана, а хотят лишь равных условий для всех игроков рынка. В частности, представители сферы подчеркнули, что Booking.com и подобные ему ресурсы не платят в стране налоги.

Представители Госкомтуризма ответили, что новые технологии меняют многие отрасли экономики, в том числе, и туристическую сферу. Возможно, что появятся системы, которые еще больше будут снижать цены и создавать условия для туристов:

«Туристы пользуются Booking.com, потому что выгодно. Это способствует повышению конкурентоспособности туристического бизнеса в Узбекистане. В Турции, Греции и других странах стоимость гостиниц намного ниже, чем у нас, при этом качество [обслуживания] выше. Пришло время сесть за стол представителям всех направлений, которые обслуживают туристов и обсудить шаги, которые надо предпринять, чтобы снизить стоимость турпакета на каждом этапе. Мы можем потерять туристов, если наш пакет не будет конкурентоспособным на международном уровне», — сказал представитель комитета.

В свою очередь руководители туркомпаний подчеркнули, что меняется структура туризма, роль игроков внутри сферы, активно идет переход на онлайн.

При этом, в Узбекистан туризм все еще в большой степени держится на групповых поездках. По их мнению, пришло время распределить роли игроков внутри системы.

Проблемой, требующей срочного решения, назвали транспортную систему страны. Помимо высоких цен на авиабилеты в Узбекистан, туристы сталкиваются со сложностями передвижения внутри страны.

Возникают проблемы с покупкой и бронированием авиа- и железнодорожных билетов, особенно в период проведения фестивалей, крупных правительственных мероприятий. Это создает неудобства не только участникам событий, которые не могут вовремя уехать из города, в котором проходило мероприятие, но и для остальных туристов.

В очередной раз поднималась проблема необъяснимого отсутствия билетов на поезд «Афросиаб». С ней недавно столкнулся популярный блогер Илья Варламов.

«Это вопрос монополии и конкуренции. Пока мы не решим вопрос обеспечения конкуренции в сфере транспорта, мы каждый раз будем слушать жалобы в этом направлении», — отметил Абдулазиз Аккулов.

Он подчеркнул, что правительство работает над решением этой задачи. В частности, «Узбекистон хаво йуллари» разделили на две компании — Uzbekistan Airways и Uzbekistan Airports. Планируется, что в стране будут работать пять авиакомпаний, в том числе зарубежные.

Ранее министр транспорта Элёр Ганиев рассказал, как Узбекистан намерен повышать привлекательность аэропортов.