В Узбекистане появились электромобили китайского бренда Nio. Дилером выступает Megawatt Motors (одно из подразделений группы компаний Sifco).

За первые четыре месяца работы было продано 13 электрокроссоверов Nio ES8 и ES6.

Компания недавно открыла автосалон в центре города, планирует построить в Ташкенте и областях общественные зарядные станции, а в первой половине следующего года — запустить собственные сервисные центры.

Пока владельцы кроссоверов Nio заряжают авто дома или в офисе (в комплектации есть зарядное устройство, которое можно подключить к обычной розетке), а техническое обслуживание проходят в двух партнерских сервисных центрах.

Руководитель Megawatt Motors Александр Абдуллаев рассказал Spot, почему в компании решили начать с премиального сегмента электрокаров, не публикуют в открытом доступе прайс-лист и многое другое.


Александр Абдуллаев,

руководитель Megawatt Motors.

Все начиналось с личной мечты: давно хотел купить для себя электромобиль Tesla. Это было еще два года назад, когда вся страна страдала от дефицита бензина, у заправок образовывались многокилометровые очереди.

Владельца электрокаров же могут поставить авто дома на зарядку и к утру уже иметь «полный бак». При этом такое «топливо» обходится, как минимум, в 10 раз дешевле, чем бензин, да и стоимость обслуживания электромобиля в разы дешевле и проще.

Группа компаний Sifco более 15 лет сотрудничает с китайскими производителями. Год назад в программу одной из очередных деловых поездок в Китай я внес посещение четырех автосалонов, в том числе Tesla.

Электромобиль американского производителя, действительно, оказался комфортным и динамичным, но весьма недешевым. После сравнения с китайскими конкурентами выяснилось, что за те же деньги можно получить гораздо больше. По предварительному подсчету, Nio обходится вдвое дешевле новой Tesla Model X с аналогичными техническими характеристиками.

К тому же, насколько мне известно, Tesla не имеет дилеров, а мы к тому моменту уже решили, что будем завозить электрокары не только для личных целей.

Начали переговоры с Nio, которые длились почти 8 месяцев. Это довольно крупная технологичная компания, с капитализацией около $16 млрд.

Они тоже не очень охотно общаются с компаниями, желающими продвигать их машины на экспорт. Однако нам удалось достигнуть договоренностей и сейчас подстраиваем автомобили под узбекский рынок.

С самого начала решили не заниматься бензиновыми машинами из-за несуразных таможенных ставок, а также потому, что будущего у них осталось на 15−20 лет.

Узбекистан, как многие страны, обнулил пошлины и акцизы на ввоз электромобилей. Пока других усилий по развитию данного рынка мы не наблюдаем.

По нашим данным, в 1 квартале 2020 года по всей стране насчитывалось не более 100 электромобилей. Рост их числа прямо пропорционален количеству общественных зарядных станций.

Пока отсутствует соответствующая инфраструктура, владельцы электрокаров сталкиваются с определенными сложностями.

Например, сейчас машина практически не приспособлена для поездок в другие города. Батареи модели Nio ES8 хватает на 355 км, чего будет недостаточно, чтобы доехать из Ташкента, например, до Бухары.

Установка зарядных станций как внутри города, так и за его пределами не будет приносить прибыли еще ближайшие пять лет. Мы хотим этим заняться и надеемся на поддержку государства в выделении земли и энергомощностей. Развиваем это направление на голом энтузиазме.

На первом этапе планируем установить пять зарядных станций мощностью 20 кВт/ч, которые смогут полностью зарядить электромобили Nio за три часа, а набрать заряда на 100 км пробега можно за 1 час, то есть, например, во время обеда в кафе.


Зарядная станция. Фото: Megawatt Motors

Кроме того, разместим на парковках торговых центров и других публичных объектах 20 зарядок домашнего типа. Время полной зарядки на такой станции составляет 7−8 часов.

Пусть такие станции и маломощные, но позволят за те несколько часов, что человек проводит в торговом центре, зарядить машину примерно на 100 км.

В дальнейшем можно устанавливать быстрые зарядные станции, где время полного заряда машины займет 20−30 минут.

Цены

Просчитав все расходы, мы поняли, что укладываемся в диапазон цен между Toyota Prado и бюджетным уровнем премиальных брендов Mercedes и BMW — примерно $70−90 тыс.

Мы выбрали направление премиального бренда, потому что покупатели машин такого класса готовы рисковать деньгами.

У человека, у которого есть $15 тыс, страх сделать неправильный выбор будет намного выше, чем у того, кто готов отдать за автомобиль свыше $70 тыс. Наши покупатели в большинстве своем предприниматели, которые привыкли к риску и преодолению сложностей.

Мы намерено не связывались с автопроизводителями в Китае, которые предлагают дешевые электромобили стоимостью $15−20 тыс. - это бывшая бензиновая платформа, в которой переставили двигатель.

Несмотря на то, что Nio составляет в Китае конкуренцию Tesla, в Узбекистане мы все еще боремся со стереотипом, что все китайское априори некачественное. Хотя эта страна опережает Японию, Южную Корею в развитии рынка электромобилей.

Так как Nio — премиальный бренд, мы должны обеспечивать соответствующее обслуживание. Для этого организовали канал поставок запчастей, а если каких-то деталей у нас не будет в наличии, мы будем поставлять их самолетом, несмотря на высокую стоимость такой доставки.

Пока мы не откроем брендированный автосервис (приблизительно в первой половине следующего года) заключили договора с двумя сервисными центрами. Один будет заниматься кузовным ремонтом, другой — ремонтом и наладкой ходовой части, двигателей и электроники.

За четыре месяца мы продали 13 электромобилей по стране. Сам бизнес пока основан на энтузиазме. Мы хотим быть у истоков этого движения, в начале пути, чтобы к моменту, когда рынок взлетит, быть готовым к этому.

Убедить каждого

В продвижение пока особо не вкладываемся. В основном работает сарафанное радио. К тому же, за 27 лет, что существует группа компаний Sifco, у нас набралась огромная база клиентов, которые первыми проводили тест-драйвы электрокроссоверов.


Фото: Megawatt Motors

За последние три месяца организовали для наших партнеров около 500 тест-драйвов.

Кроме того, ведем страницы Megawatt Motors в социальных сетях. Наши подписчики выражают некоторое негодование по поводу того, что мы не выкладываем в общий доступ прайс-лист. Причина в том, что премиальное авто не продается по прайс-листам, у него не массовая аудитория.

Поэтому не видим смысла выкладывать прайс-лист, пользы мало, негатива много. Кроме этого, мы стараемся отвечать на каждый вопрос и реагировать на каждый комментарий, потому что хотим донести ценность электромобилей NIO, а не только его цену.

И все равно люди пишут, что это дорого, что лучше купить за эти деньги BMW, Mercedes или Tesla, пишут о низком качестве всех китайских автомобилей, при этом даже не попытавшись разобраться в комплектации электромобиля, его возможностях и не проведя сравнение в ценах и стоимости обслуживания автомобиля.

Вообще GM в Узбекистане очень сильно упростил понятие выбора автомобиля. Из-за ограниченного выбора людям достаточно выбрать модель и позицию. Люди не интересуются, какой в машине двигатель, мощность, тормозной путь.

Поэтому часто слышим вопрос: «А это какая позиция?» Отвечаем, что тут нет позиций, есть базовая комплектация и есть опции, которые можно отдельно докупить и сформировать электромобиль для себя индивидуально.

Для нас важно поговорить с каждым человеком, который хочет пересесть с бензиновых авто на электрокары, ответить на всего его вопросы, развеять страхи.

Часто сталкиваемся со скептическим отношением. Люди пока не очень хорошо понимают, что такое электромобиль. Это незнание порождает страхи и стереотипы. Например, были статьи 10-летней давности, что у электромобилей есть проблемы с батареями, якобы через год их можно выбрасывать. Это были «детские болячки» у электромобилей Nissan Leaf, которые тогда только начали выпускаться.

Сейчас жизненный цикл одной батареи может достигать 1 млн км. Обычный горожанин в Ташкенте в год проезжает 20 тыс. км. Сколько ему понадобиться лет, чтобы аккамулятор пришел в негодность.

С такими стереотипами стараемся бороться, объясняя, отвечая на вопросы покупателей.

На данном этапе конкурентами считаем исключительно бензиновые авто. А появлению дилера или производителя электрокаров будем только рады. Все, кто приобретает электромобиль — наш союзник против бензиновых машин.

К тому же, чем больше в стране будет машин на электричестве, тем меньше будет скепсиса.

Бума через год не будет

Среди стран СНГ Украина лидирует по уровню законодательства, по количеству зарядных станций и электромобилей. Там больше 20 тыс. машин и почти столько же зарядных станций.

70% украинского рынка электромобилей занимают бюджетные варианты, типа Nissan Leaf. Я считаю, что Узбекистан ждет аналогичная ситуация, только вместо японских авто будут китайские.

Думаю, достичь такого уровня, как Украина, сможем лет через пять. В ближайший год на рынке бума, уверен, не будет. Активные продажи электромобилей начнутся года через три.

Мы в свою очередь намерены обеспечить электрокарами все категории потребителей. За три месяца работы на рынке поняли, что нужно автолюбителям.


Фото: Megawatt Motors

Со временем будем поставлять электрокары всех сегментов, пробовать, оценивать спрос и продажи.

Мы не хотим ограничиваться электромобилями. Планируем развивать другие направления бизнеса, которые связаны с электричеством — солнечная и ветряная энергетика, легкий электротранспорт (электроскутеры, например), можно развивать бизнес каршеринга или скутершеринга. Здесь есть куда расти.