Павел Вольф,

сооснователь Art Hotels Group.

Думаю, что вполне нормально, когда сотрудник просит о повышении зарплаты — в этом нет ничего плохого. Тут главное, чтобы он понимал, почему должен получать больше, соответствует ли его запрос возможностям организации и вносимому им вкладу в работу компании.

Если запрос объективный, то я с удовольствием иду навстречу, так как мне хочется, чтобы сотрудники жили достойно. Многие руководители так сильно экономят на зарплате, что её не хватает даже на удовлетворение базовых потребностей.

Парадоксально, но часто повышения просят менее эффективные — не раз замечал такие ситуации и сначала не мог понять, почему так происходит. Со временем понял, что работа дается им тяжело и по их внутренним ощущениям оплата такого сложного труда должна быть выше.

В любом случае, когда поднимается такой вопрос, нужно реально оценить обстановку, объективно сравнить с работой коллег и, что самое важное, подробно объяснить свое решение: почему вы согласны на это и за что его зарплата будет выше.

Так и в случае отказа нужно обязательно указать на объективные причины, при устранении которых сотрудник может рассчитывать на повышение. Можно даже посоветовать, что он должен предпринять, чтобы получить больше.

Ошибки, которые совершают сотрудники, когда просят о повышении: обращаются с этим вопросом, не задумываясь, заслуживают ли они его; либо пытаются ставить ультиматумы, забывая, что незаменимых нет.


Фируз Аллаев,

основатель Asaxiy.uz.

Я отношу себя к сторонникам повышения зарплаты в том случае, если предприятие обладает достаточными финансовыми возможностями.

По моему мнению, достойная зарплата может стать отличным подспорьем для развития сотрудника.

Обычно, когда дело касается повышения, то просят об этом одновременно как женщины, так и мужчины. Конечно, опытные обращаются с этим вопросом чаще, чем недавно поступившие.

Мы всесторонне подходим к вопросу. Если с финансовой точки зрения это нереально, то интересуемся зарплатой именно таких квалифицированных работников на других предприятиях — если мы платим меньше, чем на рынке, то обязательно находим пути повышения. Несомненно, это несправедливо — не платить за квалификацию.

Также решением проблемы может стать возложение дополнительных обязанностей и, таким образом, установление дополнительной оплаты.

Опять же, зарплата является частью работы. Немаловажную роль играют и условия, созданные для того, чтобы сотрудник работая на вас развивался как личность. Создание хорошего коллектива и обстановки корпоративной культуры еще больше повышает работоспособность.

Если он гордится работой, чувствует себя нужным коллективу, здесь создается семейная атмосфера, то это может послужить большей мотивацией, чем зарплата.

Иногда сотрудники могут необоснованно требовать повышения. Прежде всего я бы порекомендовал изучить средние цены на рынке. Он также должен показать, что в результате повышения его квалификации и получения новых навыков возросла его ценность. Тогда руководство тоже пойдет навстречу.

Опять же, они также могут просить о повышении с каким-либо дельным предложением. Например: «Если вы поручите мне это задание, то я выполню его хорошо, при этом взамен получу дополнительную оплату».


Санжар Максудов,

основатель группы компаний Smart Group.

В основном, о деньгах человек начинает думать, только если работа не приносит удовольствия, и это не зависит от возраста и пола. Воспринимаю это как сигнал.

В целом, я стараюсь не доводить до этого и не иметь ключевых сотрудников. А раз уж дело доходит до этого, то думаю, что пытаться удержать людей, которые всерьез решили от вас уйти, бессмысленно.

Кстати, карантин заметно снизил «аппетиты».

Ошибки, которые совершают сотрудники, когда просят о повышении: говорят о своих потребностях, а не интересах работодателя.


Анна Ефимова,

HR-специалист, партнер и руководитель практики исследования рынка труда и заработных плат DaVinci Management Consulting.

По данным Госкомстата, в Узбекистане количество занятых мужчин почти в два раза превышает число женщин.

Думаю, основой для сложившейся модели в обществе является наша ментальность, так как женщина в Центральной Азии испокон веков была хранительницей очага.

Время идет, происходит много стремительных изменений, но несмотря на это, мужчина по сей день в большинстве случаев остается основным источником общего дохода семьи.

Потребность в финансах и обеспечении благополучия для своих родных толкают его на разговор о повышении, что с уверенностью даёт мне право сказать о более высоком проценте запросов о повышении именно у мужчин.

Но хотелось бы отметить, что с точки зрения эффективности, нельзя разделять сотрудников по гендерному типу. Здесь должны учитываться результаты, которые они показывают в процессе выполнения задач. Я знаю женщин, ничем не уступающих мужчинам, поэтому не вижу смысла сравнивать их потенциал или показатели.

Основываясь на двух последних исследованиях «Обзор рынка труда в Узбекистане» прошлого года, которые мы проводим в рамках проекта Zarplata.uz, положительным моментом остается стабильность в виде ежегодной индексации зарплат у сотрудников среди большого числа компаний.

Если говорить о внеочередных повышениях, то — да, карантин отразился крайне негативно на этом моменте, первоочередным для всех стала стабильность, а количество повышений значительно сократилось.

Думаю, что многие люди понимают ситуацию на рынке — прибыль, а соответственно и увеличение зарплат, напрямую зависит от уровня продаж компании и получения чистой прибыли.


Шохрух Каюмов,

сооснователь Uzbtextile, Fratelli Casa и Promowear.

Не всегда повышение зарплаты приводит к высокой производительности. В таком случае сотрудник даже может остаться нелояльным к своей работе.

В основном просят те, кто переоценивают себя, либо тот, кто понимает, что ему недоплачивают.

Работодатель соглашается на повышение, когда он, действительно занизил оплату за выполняемую нагрузку. В этом случае мы задаем несколько вопросов:

  • как бы он поступил, если был руководителем;
  • что он может предложить, если ему повысят;
  • за какие результаты нужно увеличить.

Больше ответственности — больше зарплата и наоборот. Но в любом случае надо учесть еще немаловажный момент — уходят люди обычно не из-за денег, а из-за отношений в коллективе.

По сути, причин здесь может быть очень много, и вы не знаете, о чем думают ваши работники, поэтому лучше с нимм почаще говорить на такие темы.

В карантин многим компаниям, в том числе и нашей, пришлось расторгнуть контракты с теми, кто не смог переждать временной задержки зарплаты или же ее повышения из-за плохого финансового состояния. При этом мы старались оставить ключевых, потому что наш бизнес держится именно на них.


Фарход Ибрагимов,

руководитель IT Park.

Обычно мы сами инициируем поднятие зарплат, поэтому до обращения самих сотрудников дело не доходит.

Когда наш работник усердно работает и выходит за рамки своей должностной инструкции или превосходит своих коллег, естественно, он хочет достойного повышения.

Помимо того, что выплачиваемые средства являются необходимостью для человека в его ежедневных нуждах, они также несут моральный посыл — от того, какие средства получает сотрудник, можно увидеть, насколько его ценит организация.

Порой низкая оплата может спровоцировать неуверенность в своих навыках, и мы видим, как он «угасает», теряет свои амбиции и инициативы. Поэтому стараемся анализировать состояние каждого, мотивировать, не только морально, но и финансово.

Каждый сотрудник нашей организации является ключевым, так как каждый член команды является руководителем своего направления. В построении диалога мы руководствуемся психологией — каждый человек хочет быть услышанным. Таким образом, нам удалось создать дружную команду, в которой руководствуются принципом «один за всех и все за одного».