Обратите внимание: вся информация в статье представлена исключительно в ознакомительных целях. Цифры примерные и могут различаться в зависимости от каждого индивидуального случая.

Как открыть коворкинг-центр, подобрать персонал и какую прибыль может принести такой бизнес — Spot разбирается вместе с учредителем Ground Zero Хикматом Абдурахмановым и директором Аброром Азизовым.

С чего начать

Идея коворкинга появилась в 2016 году во время первых поездок за рубеж в рамках проекта «Лаборатория бизнеса». Началось все с того, что мы встретились с Суреном Саповым, основателем Afisha Media, на стартап-миксах руководителя Brand.uz. Алишера Юсупова.

Я предложил ему поездку в Калифорнию для посещения первого коворкинг-центра в Сан-Диего в составе команды из 10 человек, входящих в Ассоциацию международного бизнеса и технологий.

При поддержке посольства Великобритании мы посетили лондонский коворкинг-центр в рамках того же проекта «Лаборатория бизнеса», после чего мы окончательно загорелись идеей привить нашим соотечественникам культуру труда в таком пространстве.

Изначально в наш замысел никто особо не верил, так как именно на тот момент в городе прекратил свою работу первый коворкинг ТЧК Анастасии Ли и Алишера Сейтниязова, основателей DBLA.

Мы решили с ними встретиться, чтобы узнать причины закрытия, и, несмотря на их предупреждения и прогнозы вместе с партнерами, все-таки пошли на риск с успешным концом.


Фото: Ground Zero

Стартовые затраты

Парадокс открытия коворкинг-центров в нашей стране заключается в том, что у нас есть те центры, которые запустились почти с нулевым бюджетом и наоборот. Стартовые затраты нашего первого филиала составили $200 тыс. Таким будет выглядеть примерный расчет:

Объект

Сумма (в долларах)

Аренда помещения

10−20 за 1 кв. м.

Продвижение

300−400

Организация мероприятий

1500−3000

Мебель

от 20000

Создание интерьера

от 15000

Оборудование (телевизоры, экраны, звукооборудование и т. д.)

от 40000

Формирование команды

от 1000

Коммунальные затраты

от 500


Вначале, чтобы набрать аудиторию, мы проводили множество различных мероприятий в виде конкурсов и соревнований для стартап-программ. Сейчас наш первый коворкинг находится во владении нашего нового проекта — Team University, поэтому его мы считаем почти беспроигрышным.

Помимо прочего, у нас также были центры, которые действовали в партнерстве с государственными органами, к примеру при Союзе молодежи или в региональных хокимиятах.

Основная польза заключается в формировании стартап-сообществ и положительном влиянии на экосистемы предпринимателей. Так в работе с государственными органами мы избегаем финансовых вложений, а отвечаем за их управление.


Фото: Ground Zero

Локация

Первая наша локация располагалась в цокольном этаже бизнес-центра «ТехноПлаза» площадью примерно в 500 кв.м. К сожалению, помещение простаивалось и функционировало лишь в качестве склада. Ко всему прочему мы понимали, что имея и другие финансовые бизнес-проекты, где суммарно на тот момент насчитывалось около сотни сотрудников, мы как минимум сможем использовать центр для собственных нужд.

Раньше мы думали, что выгоднее искать дешевые или льготные места, но сейчас мы понимаем, что это некая бессмысленная ловушка подсознания и имеет свои побочные эффекты. Поэтому сегодня мы арендуем помещения в центре города по рыночной ставке, а это примерно $20-$30 за 1 кв.м.

Сейчас можно заметить, что коворкинги развиваются лишь в центре города, так как здесь проживает или проводит свое основное время наша целевая аудитория.

Персонал

Можно начать с шести человек. На пике работы у нас в команде было примерно 20 человек, сейчас нас осталось 8. Как и в любом деле сотрудник должен любить то, что он делает — иначе это грозит большой текучестью кадров. Мы стараемся привлекать амбициозных и активных людей, хотя, очень часто community-manager выполняет свои обязанности на одном месте от года до полутора.

Окупаемость

Открывать или инвестировать нужно с пониманием того, что это малорентабельный бизнес, и окупаемость достигается в среднем за три года. В месяц можно заработать от $1000. В день наш офис посещает около 8090 часовых клиентов, где средний чек составляет от $100 при наличии различных тарифных планов.

Количество постоянных посетителей достигает 7080 в каждом из имеющихся двух филиалов. Сегодня наша целевая аудитория — люди, предпочитающие open space и работающие в IT-сфере.


Фото: Ground Zero

Продвижение

Любое продвижение должно иметь четкую задачу и миссию, так как каждое мероприятие позволяет популяризовать идею и поднять узнаваемость. В самом начале мы проводили множество ивентов и несмотря на то, что располагались не в центре, к нам все также съезжались со всех концов города, чтобы пообщаться с единомышленниками, обменяться опытом и знаниями.

Сегодня благодаря социальным сетям организация мероприятий стала неотъемлемой и естественной частью нашей жизни.

В чем успех

Успех коворкинг-центра зависит от ряда факторов:

  • выбор правильной локации;
  • готовность вложить немалую сумму денег;
  • создание среди населения культуры работы в таких пространствах;
  • разработка бизнес-модели.

Нужно уже на входе понимать, что это не самый прибыльный проект — здесь желательно искать больше косвенные плюсы, нежели прямые, к которым следует отнести узнаваемость бренда, положительный социальный имидж, а также возможность новых знакомств.

Постепенное развитие креативных пространств подтверждается наличием нескольких таких компаний, которым удалось открыть свои филиалы. К сожалению, пандемия коронавируса сильно ограничила физические встречи, а ведь open space и коворкинг-центры — это места, где есть постоянный контакт.

На пике успеха у нас действовало шесть филиалов, но во время карантина мы вынужденно закрыли пять, оставив только один. После определенных размышлений, мы пришли к мнению, что свою работу центр продолжит, но с определенными корректировками в рамках нашей новой стратегии.

Сложности и совершенные ошибки

Следует отметить, что основной нашей первоочередной проблемой можно считать мышление людей, а также их непонимание уникальности и специфики этого проекта. Ведь многие по сей день недооценивают преимущества и чаще всего сравнивают их со стандартными офисами. Связано это с тем, что этот рынок по сей день молодой и не обрел еще ожидаемой популярности.

Привычка бизнесменов считать аренду офисов в квадратных метрах указывает на то, что они меряют свой офис или присутствие только физическим пространством. На самом деле предпочтительно учитывать не площадь размещения, а думать о масштабах духовного потенциала бизнес-сообщества, успешности совместных проектов, сплочения единомышленников.

Следовательно, создать такие принципы коллаборации и возможности эффекта мультипликатора, чтобы, находясь в определенном кругу людей, каждый получал гораздо больше, чем просто место для работы.


Фото: Ground Zero

Сегодня набирает обороты тренд по открытию филиалов, поэтому мы бы хотели предостеречь всех игроков не спешить с оптимизацией, так как это может принести большие денежные потери. Мы смогли устоять благодаря тому, что не являемся начинающими предпринимателями и обладаем некой финансовой и партнерской поддержкой.

Для тех, кто только делает первые шаги, важно определиться с бизнес-моделью и стратегией, выявить свои сильные стороны и только потом думать о расширении, ведь есть огромная разница в управлении одним филиалом и целой сетью.

Документация

Мы как и любой другой бизнес, требующий найма сотрудников, являемся обществом с ограниченной ответственностью. Сегодня регистрация ООО достаточно простая, так как ее можно пройти в интернете за короткий период. Определенной лицензии на работу не требуется, но есть необходимость в сертификатах и дипломах спикеров, которые проводят обучающие мероприятия.

Конкуренция и планы

Сейчас на рынке совсем немного конкурентов. Чаще всего можно заметить, что открываются не комплексные, а учебные центры, где совмещается идея коворкинг-пространства. Мы не конкурируем, но работаем на качество сервиса и выступаем некими коллегами по цеху для общего развития этого сообщества и культуры труда. Таким образом, благодаря выбору и гео-охвату люди начинают понимать, что такое продуктовая категория.

В апреле нам исполнилось четыре года. За это время мы организовали множество международных конкурсов, стали амбассадорами Youth Business International. В ближайшем будущем мы нацелены также продолжать проведение таких программ и разработку различных мероприятий, связанных с IT-индустрией и стартапами.

Возможно, нам удастся привлечь определенные фонды для развития этих направлений или появится возможность подписать меморандум с международными программами, предоставляющими гранты специалистам в этой сфере.


Spot благодарит Хикмата Абдурахманова и его компанию за помощь в подготовке материала. Если вы предприниматель и тоже готовы поделиться своим опытом с другими, пишите нам на info@spot.uz. Это бесплатно.