Мы хотим заинтересовать детей наукой

Каждое воскресенье наш учебный центр превращается в творческую лабораторию по самым разным направлениям: физика, химия, биология и так далее. Это три профессионально оснащенные лаборатории, где дети занимаются наукой в формате квеста.

Дети мечтают стать летчиками, врачами, бизнесменами, но я ни разу не слышал, чтобы они стремились стать учеными.

Я сам биолог, специалист по птицам Узбекистана, и если буду работать ученым, то мир пополнится одним неплохим специалистом. Если же стану популяризатором наук, уверен, что пополню нашу страну не одним ученым.

Официально мы принимаем детей 6−14 лет, но к нам приходят более взрослые ребята.

Фото: «Планета знаний»

Изначально у детей есть два взгляда на науку. Первый, со стороны школы, что это — скучные лекции и конспекты. Даже в частных школах план уроков и техническая база позволяют проводить интерактивные уроки только раз в месяц.

С другой стороны, дети воспринимают ученых как аниматоров, которые приходят к ним на день рождения с шоу-программой.

Наша задача — рассказать тему на уровне необходимых школьных знаний; показать, что теория на самом деле очень интересная.

Мы подаем информацию в формате игры. Так, к примеру, в сценарии про электричество создаем три лаборатории разных веков, а перед детьми стоит задача повторить эксперименты всех знаменитых физиков-электриков — создать лампочку, изобрести батарейку, музыкальную колонку и так далее.

Далее рассказываем небольшой исторический очерк, и постепенно дети своими руками открывают электричество. Преподаватели им не помогают, ребята все делают самостоятельно с помощью оборудования. Для каждого ребенка у нас необходимый комплект базового реквизита.

В следующее воскресенье от прежних лабораторий ничего не остается. Мы меняем плакаты на стенах, оборудование, и оказываемся в другом месте, например, в хирургическом отделении. Там встречаем пациента, направляем его на анализы, определяем у него группу крови и базовый анализ.

Для этого используется искусственная кровь, а анализы берутся полностью по протоколам работы в поликлиниках, все приближенно к реальности.

Затем дети спасают пациента: ставят диагноз и удаляют аппендикс на медицинском манекене, а после — направляют в реанимацию, где делают уколы, капельницы и наблюдают за его состоянием.

Фото: «Планета знаний»

Уроки длятся полтора часа, по полчаса каждую лабораторию. Здесь есть система званий, как в настоящем университете. Если ребенок посещает шесть программ и сдает по ним устный экзамен, то он получает звание кандидата наук, подарок и соответствующий диплом. Затем он может получить звания доктора наук, профессора, академика и в конце получает Нобелевскую премию.

Сотрудники — преподаватели или студенты: физики, химики, биологи и географы из Национального университета Узбекистана или Ташкентского педагогического университета. Проект не столько коммерческий, сколько идейный, поскольку для каждого сценария приходится закупать дорогое оборудование.

Рискнуть в карантин и не прогадать

В школе участвовал на олимпиадах по биологии, и они мне совершенно не нравились. Это банальная скучная теория, и ничего больше. Все изменилось с покупкой микроскопа, тогда я смог практиковаться самостоятельно.

Мы с друзьями что-то изучали, наблюдали под микроскопом, и в итоге решил пойти в медицину. Параллельно преподавал в школе. Там были проблемы материально-технической базой, поэтому я сам покупал химические реактивы, посуду и устраивал дополнительные уроки.

Позже, в 2018 году, поступил в Национальный университет на факультет биологии и устроился в общество охраны птиц. Во время карантина приостановилась учеба и работа, к тому времени у меня накопилась материально-техническая база — колбы, пробирки, элементарные реактивы, пара микроскопов.

С этим оснащением мы вместе с друзьями отправились в летний лагерь Happy Summer. Поначалу там ожидали от нас фокусы для детей, а мы каждый день стали проводить мастер-классы по науке.

Фото: «Планета знаний»

К нам потянулись дети, иногда мы даже собирали весь лагерь. Это было не просто шоу, а лекция и небольшие эксперименты. Мы отправлялись в научные походы, собирали камни, делали раскопки, наблюдали за птицами.

Родителям очень понравилось, что дети в лагере занимались наукой, да еще и с таким энтузиазмом. В результате наши учителя до сих пор сотрудничают с Happy Summer.

Проект «Планета знаний» стартовал в сентябре прошлого года. После ослабления карантина мы арендовали помещение и начали работать. Для этого нам понадобилось порядка $6 тыс.

Сначала мы арендовали учебный центр в 80 кв.м., затем переехали в центральную локацию. Сейчас вместе с лабораторией площадь проекта составляет около 450 кв.м.

Мы были настолько уверены в проекте, что даже не почувствовал типичного для любого бизнеса риска. Предприниматель всегда думает, зайдет ли проект людям или нет, а с лабораторией я даже не переживал за финансовый выхлоп, только думал, какие закупить микроскопы и пробирки.

В запуске «Планеты знаний» помимо меня участвовали два биолога: мой брат Данил и подруга Шохсанам.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Поиск команды. Пытались найти работников через сервис HeadHunter, но лучший результат дали непосредственно факультеты естественных наук.

Сотрудники должны гореть наукой — это был главный критерий отбора персонала. Как бы хорошо человек ни разбирался в предмете, без этого ему сложно будет работать. А горящие глаза были, как правило, у студентов первого и второго курсов. Они уже имеют какие-то базовые знания в своей области и еще не разочаровались в нашей системе образования.

Сейчас у нас в команде 10 человек, они получают от 4 млн сумов. Географы пишут сценарии, связанные с палеонтологией, геологией, я создаю биологические и медицинские программы, физики придумывают сценарии по своим темам.

Лучше всего рекламируют учителя и родители

Самое сложное — сделать квестовую часть, показать науку интересной. Тут главный вопрос в том, как превратить науку немножко в шоу. Вторая трудность — реклама. Несложно рекламировать увлекательное шоу, на которое родители придут в торговый центр, или же учебный центр, где готовят абитуриентов.

Наш формат урока предполагает и развлечение, и науку, и об этом нужно рассказать в небольшом рекламном посте. Иногда к нам приходят по рекламе и сначала удивляются: «А что, это урок, а шоу не будет?», а некоторые наоборот: «А что, это шоу, а не занятие?». Приходится до начала программы объяснять родителям формат мероприятия.

В нашем случае единственный действенный способ рекламы — сарафанное радио. Нужно пять минут, чтобы рассказать о «Планете знаний», и обычно один родитель делится впечатлениями с другим в рамках работы или дома за чашкой чая.

Конечно, мы рекламируемся в соцсетях, но, по моим наблюдениям, от этого практически нет выхлопа.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

На рекламу уходит порядка $300 в месяц. Учителя, как выяснилось, пишут посты лучше любого SMM-щика. У нас был опыт работы с SMM-специалистами, но им трудно объяснить про наш проект. В итоге я просил написать рекламный пост преподавателя. У него вышло в тысячу раз лучше, потому что он объясняет, что расскажет ребенку на уроке.

Многие приходят повторно, если позволяют финансы

«Планета знаний» вышла на прибыль, на это понадобилось около пяти месяцев. Один интерактивный урок стоит 100 тыс. сумов, а на второго и третьего ребенка действует скидка 20%. В месяц нас посещают около 400 человек.

В каждой лаборатории преподает один учитель (объясняет) и его ассистент (работает индивидуально с отстающими), здесь могут заниматься одновременно по 12 детей. Всего в наших лабораториях за год работы побывало около 2,5 тыс. детей, не считая лагеря.

Я практически не видел детей, не желающих посетить следующее занятие. Некоторых останавливает лишь финансовое положение родителей, и мы думаем, как решить этот вопрос.

Мы также сотрудничаем с частными школами, например, с частной школой Sehriyo. Все учащиеся школы приезжают к нам по 100−200 человек в неделю и закрепляют полученные знания.

Фото: «Планета знаний»

Чем удобен учебный центр на базе «Планеты знаний»

В ноябре прошлого года на основе «Планеты знаний» запустился учебный центр. Изначально мы арендовали офис, который использовали два дня в неделю. Там мы заваривали море чая, писали сценарии, прорабатывали каждое действие. Остальные четыре дня офис просто пустовал.

Решили, раз у нас работают преподаватели, они могут проводить свои уроки у нас, и им нет смысла дополнительно ехать в другие лаборатории и учебные центры. К тому же «Планета знаний» — очень хорошая платформа для рекламы учебного центра.

С новым проектом проблем вообще не возникло, понадобились лишь доски, администратор, мебель и все.

В учебном центре проходят уроки естествознания, английского языка, мнемоники, изобразительного искусства, также есть медицинский кружок об основах первой помощи.

Выйдет ли он на прибыль — не знаю, поскольку у нас в группах 4−6 детей, а с точки зрения предпринимательства это невыгодно. Однако это требование команды, которая работает на результат и получает зарплату.

Для меня главное, чтобы центр окупался, и преподавателям было комфортно. Тогда и мне будет удобно, ведь мы с учителями всегда можем вместе поработать над сценариями для «Планеты знаний».

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Аналогов на рынке нет, но нельзя опускать планку

Наши главные конкуренты по Узбекистану — разве что музеи. Если родитель хочет, чтобы ребенок провел досуг с пользой, он идет либо к нам, либо в музей.

Мы будем рады, если на рынке появятся такие же идеи. Даже если у нас будут конкуренты, это не значит, что детей будет меньше. К тому же вряд ли у нас будут одинаковые темы.

Что мешает ребятам ходить и туда, и туда? Они могут приехать к нам на программу по палеонтологии и раскопать динозавров, а через двадцать минут поехать к конкурентам с темой про космос.

Мы готовы сотрудничать вплоть до того, чтобы обговаривать сценарии. Это будет здорово.

Наша основная стратегия — не опускать планку. Если ты открываешь частную школу, нужно построиться, закупить необходимое оснащение и поставить учебный процесс на поток. Затем ты просто получаешь дивиденды.

В нашем случае неделя отдыха грозит тем, что новый сценарий не появится, а дети не увидят что-то интересное. Поэтому мы не имеем права отдыхать. Также нужно развивать клиентскую базу, площадь, материально-техническое обеспечение.