Как ранее писал Spot, «Узкомназорат» ограничил работу TikTok, Twitter, «ВКонтакте». Причиной стало то, что они хранили и обрабатывали персональные данные узбекистанцев за пределами Узбекистана.

Иностранные компании обязали локализовать сервера только в этом году — новые правила вступили в силу в апреле, но Spot сообщал о них еще в январе (закон вступал через три месяца после принятия).

Почему это впервые

В Узбекистане и раньше ограничивали работу сайтов, но тогда это были жесткие и непрозрачные блокировки.

Например, только в конце 2019 года спустя долгое время снова начали снова открываться Buzzfeed, Lurkmore, Soundcloud и другие. Еще ранее были сняты ограничения с сайтов-СМИ вроде «Ферганы» (но не всех — сайт «Радио Озодлик» все еще недоступен, к примеру). В 2018 году была серьезная проблема с доступом в Facebook и YouTube.

Однако все те случаи отличаются от нынешних — сейчас все делается официально, на основе конкретных документов. Если раньше можно было лишь предполагать, что происходит (никто не брал на себя ответственность и ничего не объяснял), то теперь все регламентировано.

Как это работает

Если вкратце, то:

  1. Центр по вопросам массовых коммуникаций и Государственный центр персонализации на постоянной основе мониторят интернет.
  2. Если выясняется, что сайт нарушает требования, то по нему будет сформировано заключение, которое отправят в инспекцию («Узкомназорат»).
  3. Инспекция направит нарушителю предписание, которое тот должен исполнить.
  4. Если компания не выполняет требование, то доступ к ее сайту ограничивается.

Доступ может быть восстановлен — для этого нарушитель должен локализовать сервера и сообщить об этом «Узкомназорат». Компанию вычеркнут из реестра нарушителей и ее сайты снова начнут свободно открываться.

Как это выглядит

Ограничение не означает блокировку — TikTok, Twitter, «ВКонтакте» открываются, но появилась долгая (дольше 10−15 секунд) загрузка ленты, картинок и видео:

Что касается технической части, то официальной публичной информации о том, как именно это делается, нет.

Однако если обратиться к иностранному опыту, то можно предположить, что сайты и приложения шейпят. Подробнее можно почитать здесь.

Кто уже согласился хранить данные в Узбекистане

Новые правила касаются не только иностранных компаний — отечественные сервисы тоже обязаны хранить данные узбекистанцев в Узбекистане.

В январе, когда Spot писал о готовящихся переменах, несколько предпринимателей сообщали, что их компании уже и так отвечают требованиям.

«Данные клиентов Узбекистана хранятся на наших серверах, хотя еще два года назад были на серверах Amazon — перенесли, чтобы клиенты могли запускать приложения быстрее» — Акмаль Пайзиев, основатель Newmax Technologies (MyTaxi, Express 24, Workly, MaxTrack, TOKO).

«Мы ещё до запуска электронных денег подготовились к таким моментам — все наши базы данных, а также данные о наших пользователях хранятся на серверах в Узбекистане, защищены от доступа третих лиц. Это одна из самых больших статей расхода в нашем бизнесе», — Фарход Махмудов, основатель и руководитель платежной системы OSON.

«Мы построили собственный data-центр на территории Узбекистана, где храним и обрабатываем данные всех пользователей Humans», — Владимир Добрынин, основатель и руководитель Humans.

Из иностранных компаний на момент этой публикации известно лишь о Yandex Go.

Возможно, что и другие сервисы тоже уже начали выполнять требования, но это невозможно узнать — в сети отсутствует даже реестр нарушителей (Spot писал ранее об этом пробеле).

Что теперь будет с сайтами

У TikTok, Twitter, «ВКонтакте» и других есть только два пути — локализовать сервера или игнорировать требования Узбекистана.

В первом случае компания потратит деньги (как отмечал выше Фарход Махмудов, статья расходов немаленькая), во втором — лишится определенной части аудитории и рекламодателей.